Льготы - только частникам

МАП предлагает предоставить частным железнодорожным операторам льготные тарифы. В ведомстве Ильи Южанова считают, что иначе частники не смогут завоевать достаточную долю рынка, чтобы конкурировать с вагонным парком ОАО "РЖД". Операторам инициатива МАПа нравится, а чиновникам МПС, Минэкономразвития и ФЭК - нет.

Из всех эксплуатируемых вагонов 80% принадлежат МПС. Оставшаяся часть - частным операторам, которые высказывают опасения, что не смогут конкурировать с монополистом после либерализации вагонной составляющей. Согласно плану МПС лишь 15% стоимости перевозки отнесено к вагонной составляющей. Инфраструктурная часть стоимости перевозки - 85% - не либерализуется.

На этой неделе МАП подготовил проект постановления правительства "О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок" и разослал его на согласование в МПС, ФЭК и Минэкономразвития. До конца марта согласованный проект должен быть внесен на рассмотрение правительства. Документ предусматривает ряд приятных сюрпризов для частных операторов.

Во-первых, ведомство Ильи Южанова предлагает радикально упростить процесс получения этого статуса. Сейчас его выдает МПС. По словам директора по транспорту и логистике "Русского алюминия" Вадима Гераскина, для этого компания должна предоставить в министерство уставные документы, бизнес-план, технологическую схему перевозки грузов, согласованную со всеми начальниками дорог. Но и это не будет гарантией получения статуса оператора - МПС имеет право рассматривать заявку сколь угодно долго. МАП предлагает сделать процесс прозрачнее. По новому проекту достаточно подать в МПС заявку, приложив к ней копию учредительных документов, устава, и подтвердить наличие вагонов в собственности или аренде - и в течение месяца МПС обязано будет выдать лицензию.

Кроме того, проект МАПа предписывает ФЭК, МПС, Минэкономразвития и Минфину подготовить до 1 июня предложения "по вопросу установления пониженных тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах". Замглавы МАПа Анатолий Голомолзин считает, что все это необходимо для формирования конкурентного рынка железнодорожных перевозок. По его словам, сейчас МПС зачастую в одностороннем порядке пересматривает условия договоров с операторами в худшую сторону. О размерах возможных скидок для частников Голомолзин пока говорить не может.

Инициатива МАПа вызвала противоречивую реакцию самих операторов. Участвовавший в подготовке проекта президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов считает, что поддержка частных операторов - мера вынужденная. По его словам, "без нее частники никогда не вырастут в полноценных конкурентов РЖД". А Гераскин из "Русала" против скидок, потому что "выдача преференциальных тарифов конкретным операторам приведет к повышению тарифов для остальных участников рынка".

Скептически к новации МАПа относятся и профильные ведомства. Замглавы МПС Анна Белова говорит, что ей не нравится принудительный порядок заключения договоров между оператором и ОАО "РЖД". Не нравится документ и начальнику управления железнодорожного транспорта ФЭК Павлу Иванкину. Он считает, что, пробивая через МАП пониженный тариф, операторы пытаются реанимировать дискуссию о величине вагонной составляющей в тарифе, т. е. снизить вес регулируемой инфраструктурной составляющей в пользу нерегулируемой вагонной.

Без энтузиазма относятся чиновники и к другой идее антимонопольного ведомства - создать "оптовый рынок грузовых перевозок". По словам Голомолзина из МАПа, "эта идея пока не проработана, но принципиально рынок должен быть построен по принципу ФОРЭМ в энергетике". Чиновник из Минэкономразвития "не представляет себе", как можно создать оптовый рынок перевозок, если МПС является абсолютным монополистом, владея 80% всех вагонов.

Дмитрий Симаков

Кто первый встал, того и рельсы МПС разработало правила дискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре  »
Юридические статьи »
Читайте также