Штаб реформирования железнодорожного транспорта рассмотрел перспективу развития конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

Штаб реформирования железнодорожного транспорта под председательством министра путей сообщений Геннадия Фадеева на заседании 10 февраля рассмотрел перспективу развития конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Как сообщает пресс-служба МПС РФ, штаб детально обсудил проект постановления правительства Российской Федерации "О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок и о взаимодействии компаний-операторов перевозок грузов и организаций железнодорожного транспорта общего пользования", подготовленного МАП России. В пресс-службе напомнили, что в октябре 2002г. МАП России выступило с законодательной инициативой по подготовке проекта постановления правительства РФ, регулирующего деятельность компаний-операторов на рынке транспортных услуг, не предусмотренного планом первоочередных мероприятий по реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001-2002г. До принятия Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральных законов "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проект постановления правительства "О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок и о взаимодействии компаний-операторов перевозок грузов и организаций железнодорожного транспорта общего пользования" был направлен причастным министерствам и ведомствам на согласование. МПС РФ проект рассмотрело, подготовило и направило в МАП России замечания принципиального характера. Так, наименование проекта постановления не соответствует положениям федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в котором определены рамки правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава. При этом наименование проекта постановления не соответствует его содержанию. Проектом регламентируются аспекты взаимодействия между организациями железнодорожного транспорта и компаниями-операторами. Компании-операторы, оказывая грузоотправителям грузополучателям услуги, связанные с предоставлением собственного или арендованного подвижного состава, не являются стороной договора перевозки. "Поэтому указанное взаимодействие организаций железнодорожного транспорта и компаний-операторов никак не связано с развитием конкуренции в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом", - считают в МПС РФ. В ходе заседания штаба подчеркивалось, что "проект постановления содержит противоречия Гражданскому законодательству Российской Федерации". Так, предусматривается утвердить основные условия заключения и основные положения договоров о совместной деятельности (о взаимодействии) по организации перевозок грузов между компанией-оператором перевозок грузов и перевозчиком железнодорожного транспорта общего пользования. Ст. 426 Гражданского Кодекса установлено, что Правительство Российской Федерации может в случаях, предусмотренных законом, издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Однако договор о совместной деятельности не относится Гражданским Кодексом к категории публичных и, таким образом, правительство РФ не вправе издавать нормы, обязывающие субъектов предпринимательской деятельности к заключению договоров и регулирующие их существенные условия. Стороны, заключающие договор о совместной деятельности, вправе самостоятельно определять его условия, исходя из своих экономических интересов. В проекте постановления предлагается ФЭК России, МПС России, Минэкономразвития России, Минфину России, МАП России подготовить предложения по порядку распределения провозных платежей между перевозчиками и компаниями- операторами перевозок грузов при осуществлении ими совместной деятельности по перевозкам грузов железнодорожным транспортом общего пользования в собственных и арендованных вагонах, а также по порядку установления инвестиционных (пониженных) тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям и организациям. Поскольку компания-оператор не является субъектом договора перевозки, норма о необходимости распределения между перевозчиком и операторской компанией провозных платежей противоречит ГК РФ. Установление инвестиционных скидок с тарифа приведет к непроизводительным потерям предприятий и организаций железнодорожного транспорта, которые должны быть компенсированы. По мнению МПС России, правительством Российской Федерации должны быть определены источники компенсации таких потерь. В пресс-службе особо отметили, что проект постановления предусматривает поручение МАП России, МПС России, Минэкономразвития России разработать проект постановления Правительства Российской Федерации о формировании федерального оптового рынка перевозок грузов железнодорожным транспортом. Формирование рынка услуг по перевозкам грузов возможно только после появления независимых перевозчиков, а не операторов железнодорожного подвижного состава. При этом введение критериев данного рынка ("оптовый", "розничный") нецелесообразно. Завершая обсуждение вопроса на заседании штаба, Г.Фадеев отметил, что "наличие спецставок и системы льготирования недопустимо. Все должны привыкать работать на равных». При этом министр считает, что "необходимо создание понятных правил взаимоотношений федерального железнодорожного транспорта и собственников подвижного состава. Указанные правила позволят создать условия для удовлетворения потребности грузоотправителей в подвижном составе".

Штаб реформирования железнодорожного транспорта рассмотрел перечень 25-ти необходимых нормативных актов к законам о структурной реформе отрасли.  »
Юридические статьи »
Читайте также