МПС не дали сэкономить Реформа железных дорог принята во втором чтении

Госдума вчера одобрила во втором чтении законопроекты о реформировании МПС. Депутаты проголосовали против приватизации земли под железнодорожными магистралями и не разрешили чиновникам зарегистрировать права на недвижимость МПС по льготным расценкам. Теперь правительству предстоит найти 7,6 млрд, необходимых на регистрацию имущества МПС.

В первом чтении Дума приняла четыре законопроекта о реформе МПС 26 июня. По плану правительства МПС будет разделено на две части - госрегулятора и хозяйствующий субъект (ОАО "Российские железные дороги"). В собственность АО перейдет вся железнодорожная инфраструктура, локомотивы, подвижной состав и вспомогательные предприятия отрасли. 100% акций РЖД будет закреплено в федеральной собственности. А инфраструктурная часть - рельсы, землеотводы и диспетчерские объекты - может отчуждаться лишь путем принятия специального закона.

Главные споры развернулись вчера вокруг внесения в уставный капитал РЖД земельных участков, на которых расположены пути (1,33 млн га) , а также льготной (не более 10% от существующих тарифов) регистрации прав на землю и недвижимое имущество. Такую поправку предложил бывший член коллегии МПС, депутат от "Единства" Виталий Предыбайлов. Но Дума с ним не согласилась. По инициативе замруководителя комитета по собственности Виктора Опекунова (ОВР) депутаты с голоса приняли поправку в законопроект "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", которая прямо запрещает вносить землю в уставный капитал РЖД и предусматривает, что за регистрацию своего имущества железнодорожники заплатят по полной программе. Опекунов говорит, что практически бесплатная передача земли в собственность РЖД может спровоцировать и остальные монополии требовать от государства того же. Он также подвергает сомнению правительственный тезис о том, что внесение земли в уставный капитал РЖД повысит инвестиционную привлекательность компании. "Если надо менять локомотивы, то при чем здесь земля? " - удивляется Опекунов.

Решение думцев стало неприятным сюрпризом для чиновников. Замминистра экономического развития Андрей Шаронов говорит, что "было бы правильнее" включить и землю в уставный капитал РЖД. Впрочем, замминистра путей сообщения Анна Белова уверена, что запрет на приватизацию земли не носит императивного характера. По ее словам, поправки Опекунова предполагают изъятие из законопроекта фразы о том, что земельные участки становятся собственностью РЖД. "Но это не означает, что земля не вносится , - утверждает Белова. - Вопрос остается открытым". А Предыбайлов утверждает, что поправки о запрете приватизации земли внесены в статью, которая описывает перечень неотчуждаемого имущества РЖД. Теперь, по его словам, в законопроекте содержатся взаимоисключающие формулировки: одна разрешает приватизацию земельных участков, другая - запрещает. Из-за этой нестыковки, по словам Шаронова, спорный законопроект может быть возвращен во второе чтение.

Чиновники пока не знают, где найти деньги на оплату регистрации имущества, вносимого в уставный капитал РЖД. По данным МПС, полная стоимость этой процедуры составит 7,6 млрд руб. После вчерашнего решения депутатов, уверена Белова из МПС, у правительства нет другого выхода, кроме повышения тарифов. Шаронов из Минэкономразвития признает, что при индексации на следующий год траты на регистрацию предусмотрены не были. Но он отмечает, что возможен и другой вариант - секвестр бюджета МПС на аналогичную сумму.

Дата третьего чтения законопроектов о реформе МПС пока не назначена. Председатель профильного комитета Госдумы Владимир Катренко допускает, что до конца года у депутатов могут и не дойти руки до окончательного одобрения реформы. Но по его мнению, законопроекты в любом случае не претерпят значительных изменений.

Железная дорога после реформы:

- РЖД ведет раздельный учет расходов и доходов по видам деятельности.

- Тарифы на перевозки устанавливаются "на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность работы организаций железнодорожного транспорта".

- Расходы РЖД по обеспечению перевозок для госнужд и выполнению мобилизационной подготовки компенсируются из бюджета.

- За срыв сроков доставки перевозчик уплачивает штраф в размере стоимости перевозки.

- Перевозчик за свой счет обеспечивает хранение и возврат груза, доставленного не по адресу.

Дмитрий Симаков

Госдума дала дороге зеленый свет  »
Юридические статьи »
Читайте также