Правительство вступилось за пассажиров

Правительство дало отрицательное заключение на законопроект об обязательном страховании пассажиров. Проект, подготовленный при участии близкой к МПС страховой компании "ЖАСО", должен был законодательно закрепить обязанность пассажиров оплачивать страховки от несчастного случая.

Обязательное страхование пассажиров при междугородних перевозках от несчастных случаев было введено указом президента в 1992 г. Он действует до сих пор. Страховой взнос в размере 0,1 - 2,3 руб. на человека включается в стоимость билета, а максимальный размер выплат составляет 120 МРОТ (около $800). Объем рынка обязательного страхования пассажиров - чуть менее 1 млрд руб.

Правовая база этого рынка весьма сомнительна, ведь по Гражданскому кодексу для каждого вида обязательного страхования должен приниматься закон. Минфин неоднократно пытался отменить указ президента, но натыкался на противодействие МПС и Минтранса. Сейчас страхованием пассажиров на железных дорогах занимается только близкое к МПС "Железнодорожное акционерное страховое общество" (ЖАСО) , зарабатывая на этом до 300 млн руб. в год.

Гендиректор ЖАСО Владимир Иванов неоднократно высказывался за принятие закона об обязательном страховании пассажиров и принимал активное участие в его разработке. Летом этого года его проект внесла в Госдуму группа депутатов во главе с зампредом банковского комитета Владимиром Тарачевым. Законопроект увеличивал выплаты пассажирам в 10 раз - до 250 000 руб. , а страховые тарифы, например, при страховании на железнодорожном транспорте возрастали с 2,3 руб. до 3,5 руб.

Но правительство отказалось поддерживать инициативу депутатов. По словам чиновника из аппарата правительства, у документа "фискальный характер, направленный на изъятие денег у пассажиров для поддержки хозяйственной деятельности перевозчиков". Дело в том, что 60% страховых сборов, согласно законопроекту, должно направляться на "финансирование предупредительных мероприятий" перевозчика. Правда, сейчас эта доля доходит до 90%. В 2001 г. , например, ЖАСО собрала по обязательному страхованию 275 млн руб. , из которых на выплаты пассажирам ушло всего 0,28% , а 253 млн руб. были перечислены МПС.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков и глава ЖАСО Владимир Иванов уверяет, что за счет этих денег снижается аварийность на транспорте. "Что другого можно ожидать от правительства, конкретные люди никого не интересуют", - сетует он на отрицательное заключение. Страхование пассажиров, по его мнению, необходимо для их же защиты. При этом Иванов не скрывает, что деньги пошли бы в МПС: "Новый закон позволяет сохранить прежний уровень финансирования мероприятий по безопасности".

Депутаты тем не менее вняли доводам правительства. Владимир Тарачев сказал "Ведомостям", что отзывает законопроект, но отказываться от него полностью не собирается. Законопроект будет внесен в Госдуму в следующем году после доработки с учетом замечаний правительства, говорит Тарачев. На это надеется и Иванов.

Эксперты считают, что защитить пассажиров можно, и не залезая в их кошельки. По словам президента Ассоциации страховщиков России Алексея Зубакова, для компенсации ущерба пассажирам можно ввести обязательное страхование ответственности перевозчиков. По ГК обязанность возместить вред накладывается на лицо, этот вред причинившее. "Эти структуры сами должны платить", - говорит он.

Павел Миледин

Глава МПС: одной из главных задач сегодняшнего дня является создание законодательной базы реформирования отрасли  »
Юридические статьи »
Читайте также