Депутаты поправили правила проведения публичных мероприятий

Как уже сообщал Ъ, в пятницу Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Он существенно отличается от первоначального варианта, внесенного правительством, но не настолько, чтобы проведение массовых мероприятий стало общедоступным методом воздействия граждан на власть.

Законопроект "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" был внесен в Госдуму правительством в предыдущем составе в прошлом году, однако до апреля этого года он лежал под сукном в профильном комитете по делам общественных и религиозных организаций. В Думе третьего созыва этот комитет возглавлял член КПРФ Виктор Зоркальцев, который, учитывая фракционные и партийные интересы, сделал все, чтобы отложить рассмотрение документа на заседании комитета на неопределенный срок.

После того как в четвертой Думе комитет возглавил член "Единой России" Сергей Попов, законопроект был в кратчайшие сроки рекомендован комитетом к принятию. Но протесты со стороны оппозиционных фракций, независимых депутатов и представителей общественных и правозащитных организаций заставили парламентское большинство в лице "Единой России" заявить о готовности "доработать законопроект".

Противников правительственного варианта, в частности, не устраивало положение о запрете на проведение массовых мероприятий на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым федеральными органами госвласти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Оппозиция также высказывалась за сокращение срока подачи уведомлений о проведении митинга до трех дней (в варианте первого чтения это требовалось делать не позже чем за десять дней до мероприятия) и разрешение выступать организаторами массовых акций лицам старше 16 лет (в первоначальном варианте организаторами могли быть лишь лица не моложе 18 лет).

В конце концов в дискуссию о либерализации законопроекта вмешался Владимир Путин. Сначала на одном из традиционных совещаний с министрами он высказался против жестких запретов на проведение публичных мероприятий, а затем в подтверждение своих слов направил в Думу поправки, по сути, дублирующие предложения, уже высказанные "Единой Россией". В итоге при рассмотрении документа во втором чтении две недели назад "Единая Россия" одобрила все предложения президента, проигнорировав аналогичные поправки депутатов-единороссов.

Окончательный вариант закона, одобренный депутатами, не ограничивает проведение массовых мероприятий около зданий органов госвласти, органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Впрочем, запрет на проведение митингов на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям президента (их две – Кремль и Ново-Огарево), остался. Кроме того, президент добавил в него новый пункт: о запрете на проведение массовых акций около зданий судов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Глава государства также внес изменения в положение о минимальном возрасте организаторов массовых акций: выступать организаторами демонстраций, шествий и пикетирования граждане могут с 18 лет, а митингов и собраний – с 16 лет. Уведомление о проведении пикетирования должно быть подано в органы местного самоуправления либо органы исполнительной власти не позднее чем за три дня до его проведения. Уведомления о проведении других публичных мероприятий подаются не раньше чем за 15 и не позже чем за десять дней до акции. Кроме того, скорректировано время проведения массовых акций: теперь их можно начинать не раньше 7 утра и завершать не позже 23 часов (в варианте первого чтения – не позже 22 часов).

Тем не менее, несмотря на поправки, закон по-прежнему может существенно затруднить организацию массовых акций. Так, в статье, где идет речь об основаниях для прекращения публичного мероприятия, осталось положение, согласно которому его можно прекратить в случае "создания реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также совершения участниками мероприятия противоправных действий". При этом формулировка "противоправные действия" в законе не конкретизируется.

Не уточняется и положение о запрете на проведение публичных мероприятий в местах, которые создают "угрозу безопасности участников публичного мероприятия", но сказано, что "условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия могут быть конкретизированы федеральными законами". И наконец, по предложению органа исполнительной власти начальник органа внутренних дел, если на подконтрольной ему территории планируется провести мероприятие, обязан назначить своего представителя, который будет наблюдать за ходом акции. А поскольку полномочия этого представителя в законе также не уточняются, решать, происходят ли в ходе массовой акции "противоправные действия", милиция будет по собственному усмотрению.

Сюзанна Фаризова

Мариинский политтеатр: Законодательным шарадам потребовалось толкование  »
Юридические статьи »
Читайте также