Двум медведям в конкурсной берлоге не место?

В минувший понедельник в редакции газеты "Дело" раздался звонок. Незнакомый голос, пожелавший остаться неузнанным, поведал о том, что чиновники из комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации СПб (КЭРППиТ) затеяли игру с дележкой бюджетных денег при помощи "открытых конкурсов".

Конкурс был, есть и будет есть...

О конкурсах петербургские чиновники и их глава - губернатор Валентина Матвиенко - говорят много и охотно. О том, что это самая эффективная система размещения бюджетных средств. О том, что бюджет экономит огромные суммы, а город получает самые качественные услуги...

И вот, в полном соответствии с этой мажорно-тендерной установкой, в конце прошлого года Смольный утвердил постановление правительства о развитии нежилых зон Санкт-Петербурга . Пять из них были названы "зонами первоочередного развития": Нойдорф, Металлострой-2, Конная Лахта, Предпортовая-3, Шушары-2. Их решено было "инженерно" подготовить в этом году. Естественно, за счет городской казны. Естественно, на конкурсной основе.

В конце сентября КЭРППиТ организовал открытый конкурс "на выполнение работ по разработке проектов планировок и межеванию территорий нежилых зон", куда вошли три лота (они же - зоны первоочередного развития: Металлострой-2, Конная Лахта и Предпортовая-3) общей стоимостью работ не более 22,5 млн. рублей. Однако заявку на участие подала только одна организация - ЗАО "Медведь". И конкурс был признан несостоявшимся. Пока все вроде бы законно, хотя и несколько странно.

Почему был всего один заявитель? Неужели так оскудел в Петербурге рынок инженерно-проектировочных услуг? И если все же заявитель всего один, почему чиновники в данном случае не воспользовались своим излюбленным (хотя и весьма сомнительным, с точки зрения интересов казны) методом размещения горзаказа "у единственного источника"? По словам самих сотрудников КЭРППиТ, это было бы нарушением ст. 43 Указа президента РФ от 1997 г. "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" .

Не пытаясь подвергнуть сомнению юридическую компетентность сотрудников КЭРППиТ, все же хочется обратить их внимание на статью 30, п. "а" упомянутого Указа (на основании которой, собственно, и размещают городской заказ петербургские чиновники сплошь и рядом):

"Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для госнужд у единственного источника в случае, если есть срочная потребность в продукции, в связи с чем проведение конкурса или применение иного способа размещения заказов нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика".

Поскольку, по оценке специалистов, работа, предусмотренная по конкурсу, займет не один месяц, а календарный год уже на исходе, то в срочности и тем более в важности госзаказа (ведь могут сорваться сроки исполнения постановления правительства!) сомневаться не приходится. Однако конкурс не состоялся, и по сей день неизвестно, будет ли в итоге новый конкурс или же заказ все-таки отдадут некоему "единственному" подрядчику?

Ответа нет ни у нынешнего заявителя - ЗАО "Медведь", - ни у представителей КЭРППиТ. А значит, нет ответа на вопрос: когда же инвесторы получат три инженерно обустроенные зоны из пяти торжественно обещанных?

"Я неоднократно обращался в КЭРППиТ, - делится недоумением и досадой технический секретарь совета директоров промзоны "Металлострой-2" Владимир Авдеев. - Но пока, к сожалению, безрезультатно. До сих пор никаких действий в отношении нашей промзоны мы не наблюдаем. Сегодня "Металлострой-2" не готов принимать инвесторов. В итоге у нас пустует более 30% территории. Дороги и канализационная система - две главные проблемы. Естественно, земля под инвестиционные проекты стоит гораздо меньше, чем могла бы стоить с инфраструктурой. Следовательно, городская казна теряет доходы. Насколько мне известно, желающих разместиться в "Металлострое" много. Но как только инвестор пытается выяснить технические условия, то сталкивается с тем, что никаких документов попросту нет".

Рискну предположить, что "единственный" подрядчик в итоге будет найден. И это будет не "Медведь", который по каким-то неведомым причинам сперва был единственным желающим, а потом вдруг, что называется, "пролетел по полной Предпортовой"...

Чиновничьи "МОРИОНетки"

Благо прецеденты уже есть. В начале октября были вскрыты конверты с заявками "на работы по инвентаризации нежилых зон" еще по пяти лотам. Стоимость работ КЭРППиТ оценил в 2,5 миллиона рублей. Единственным желающим выступила уже знакомая нам компания "Медведь", которая была готова заключить контракт на предложенную сумму. Однако, как письменно уведомила редакцию "Дела" зампред КЭРППиТ Ольга Ромашова, официальных итогов конкурса до сих пор... нет. Дословно: "Документация на проведение открытого конкурса на инвентаризацию нежилых зон в секретариат Государственной конкурсной комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга и межведомственных государственных конкурсных комиссий Санкт-Петербурга не поступала".

Парадокс - конверты вскрыты, а официального протокола вскрытия нет! К слову, по телефону начальник отдела госзаказа КЭРППиТ Елена Жукова хоть и раздраженно, но все же отчетливо проговорила, что этот конкурс также был признан несостоявшимся. По той же, что и в предыдущем случае, причине - подачи всего одной заявки. Остальную информацию мне посоветовали почерпнуть из официальных электронных источников: на сайте горзаказа. Однако, прошерстив все публикации итогов конкурсов, информации конкретно по этому случаю мне найти не удалось. По всей видимости, история "открытого" конкурса пока открыта только для внутреннего пользования. Как, вероятно, и сообщения о проведении повторного конкурса или решении разместить заказ у "единственного источника"...

Зато из неофициальных источников некоторые ответы на интересующие вопросы найти удалось. К примеру, можно предположить, кто же, скорее всего, станет счастливым "единственным источником" в туманной истории с пятью лотами. "По устной договоренности с руководителями комитета, заказ получим мы", - поделился радостью с корреспондентом "Дела" зам. гендиректора ООО "Морион" Олег Бревдо.

Любопытный нюанс: компания "Морион" вообще не подавала заявки на участие в конкурсе, хотя предварительно брала в комитете конкурсную документацию. "Мы посчитали, что лимит финансирования слишком мал для таких объемных работ. По нашим сметам, эти работы были бы для нас убыточными", - объяснил причины отказа от участия в конкурсе г-н Бревдо.

Возникает вопрос: почему же теперь "Морион" вдруг решил взяться за заведомо убыточное дело? Поскольку чиновники молчат, как рыбы, предлагаем версию ответа все того же г-на Бревдо: "После того, как конкурс был признан несостоявшимся, мы связались с госзаказчиком и обсудили проблему. В целях ускорения процесса чиновники решили не проводить новый конкурс: процедура может занять более месяца, и тогда работа не будет завершена в срок - до Нового года. Вместо этого они ознакомились с нашей сметой и согласились принять все условия, увеличив стоимость работ еще на миллион рублей". Да-да, именно так. Сметы "Медведя" в 2,5 млн. рублей чиновникам КЭРППиТ почему-то не понравились. А вот сметы "Мориона" в 3,5 млн. понравились, и очень! Вопрос: почему? Официального ответа получить на него не удалось. Поэтому остается только неофициальный, он же не вполне политкорректный...

Но, задирая смету на миллион, чиновники, возможно, пеклись о качестве работ? Не исключено. Хотя, по словам анонима из КЭРППиТ (которому, разумеется, мы имеем полное право не доверять), предыдущий опыт сотрудничества комитета с "Морионом" не был абсолютно успешным. Но если так, в чем же тогда секрет смольнинских предпочтений?

И, самое главное, чем объясняется то, что, как можно предположить, конкурсы многих фактически превращены в подковерные состязания немногих, борющихся за доступ к "единственному источнику" счастья - чиновничьему телу?

Прокуратура разберется?

По крайней мере, именно туда собирается обратиться в связи с этой скандальной историей председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа СПб Михаил Амосов, которого эта история тоже крайне заинтересовала: "Я подготовлю запрос губернатору, где спрошу, когда будет проведен повторный конкурс на эти важные для города работы. Если выяснится, что городские деньги были размещены "у единственного источника", причем им стала не подавшая заявку компания "Медведь", а совсем другая (да еще с превышением лимитов финансирования), тогда имеет смысл обращаться уже не к губернатору, а в прокуратуру - по факту нарушения закона о горзаказе ".

Чем бы, однако, ни закончилось разбирательство, ясно одно: судьба процесса подготовки нежилых зон, которые должны давать петербуржцам рабочие места и приносить в городскую казну дополнительные деньги, под угрозой.

Оксана Попова

Суд? Отставить!  »
Юридические статьи »
Читайте также