Проект без излишеств

Правительство Ленобласти представило в Законодательное собрание проект областного бюджета на 2005 год. Этот важнейший финансовый документ предусматривает рост доходов до 15,9 млрд. рублей, или более чем на 13%, и расходы на уровне 17 млрд. рублей. Главные параметры проекта сверстаны таким образом, что позволяют сократить дефицит бюджета до 1,1 млрд. рублей, то есть практически вдвое по отношению к объему ожидаемой доходной части на конец 2004 года.

Под давлением дефицита

О необходимости снижения уровня бюджетного дефицита в правительстве Ленобласти говорили еще весной. Одно было неясно: как этого добиться в условиях, когда доля средств, остающихся в субъекте после взимания налогов на его территории, имеет устойчивую тенденцию к снижению, когда центр с аппетитом забирает наиболее лакомые куски областного финансового пирога в федеральную казну? Вряд ли прибавило местным властям оптимизма и навязанное сверху перераспределение полномочий между различными уровнями власти, в результате чего расходные обязательства области должны возрасти на 653,4 млн. рублей.

В этой ситуации скептики предсказывали, что под прессом бюджетного дефицита исполнительная власть вынуждена будет пойти на существенное сокращение финансирования социальной сферы. Однако проект областного бюджета, представленный на заседании правительства Ленобласти в последней декаде сентября вице-губернатором Александром Яковлевым, показал, что это не так.

В поисках выхода

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что в следующем году исполнительная власть намерена не только жестко регулировать процесс пополнения доходной части бюджета. Предложенные ею меры, в частности, по увеличению ставки транспортного налога, которые могут дополнительно принести в казну 100 млн. рублей, и даже обещанные губернатором строгие санкции по отношению к хроническим неплательщикам налогов из системы АЗС все равно не снизят остроту проблемы стабильности и роста бюджетных поступлений. Слишком существенны общие потери. Только уменьшение ставки налога на прибыль организаций на 1,5% должно лишить регион почти 500 млн. рублей.

Поэтому правительство постаралось ввести в действие механизмы более активного вовлечения предприятий в работу по повышению уровня жизни людей. О том, как они будут действовать, сообщил на заседании вице-губернатор Григорий Двас. Главный куратор экономики региона предложил ряд мер по увеличению роста зарплаты на всех предприятиях и в организациях области. Они прежде всего призваны довести выплату минимальной зарплаты работникам до величины прожиточного минимума. Строптивых руководителей фирм, судя по всему, могут ожидать серьезные неприятности, вплоть до расторжения договоров аренды с ними, исключения из числа участников тендеров, применения максимально высоких тарифных ставок на электроэнергию и коммунальные услуги. Если удастся добиться позитивных результатов, то увеличится не только официально выплачиваемая зарплата тружеников, но и объем средств, направляемых в субъект по ставке единого социального налога.

Напомню, что ставка ЕСН, составляющая в этом году для субъектов 3,2%, будет уменьшена до 1,8%, что приведет, в частности, к уменьшению финансирования областного фонда обязательного медицинского страхования. Необходимых ресурсов для того, чтобы полностью закрыть образующиеся бреши, у большинства субъектов нет. Зато в Ленобласти, например, начинают говорить о подкреплении организационных мер по повсеместному доведению минимальной зарплаты труда до прожиточного уровня соответствующим законодательным актом субъекта.

Закоперщиком наращивания уровня зарплаты непосредственно в бюджетной сфере намерено выступить само региональное правительство. Оно предлагает, несмотря на грядущую отмену обязательного применения единой тарифной сетки, все же сохранить ее в регионе и установить ежемесячные доплаты к основному окладу бюджетника. При этом минимальная зарплата работника 1-го разряда тарифной сетки достигнет необходимого прожиточного минимума. Кроме того, зарплату предполагается ежеквартально индексировать.

Льготные медикаменты сохранятся

В целом расходы на финансирование отраслей социальной сферы с учетом средств на выплату зарплаты работникам детских дошкольных учреждений и муниципальных органов социальной защиты предполагается довести до 8,7 млрд. рублей. Это на 2,3 млрд., или на 37%, выше уровня нынешнего года. С учетом возрастающей роли местных учреждений социальной защиты в проект бюджета заложены субсидии на их содержание в размере 140 млн. рублей, которые будут направляться в муниципальные образования. А всего финансовая помощь другим уровням бюджетной системы возрастет с 3,7 до 4,6 млрд. рублей.

Более 3 млрд. рублей, или 18,5% всех расходов областного бюджета, составят затраты на такую приоритетную социальную отрасль, как образование. Еще 2,4 млрд. рублей намечается выделить на здравоохранение и культуру. Удалось сохранить в проекте объем средств для обеспечения жителей льготными медикаментами на уровне 2003 года.

На реализацию в субъекте социальной политики с учетом перехода в полном объеме под его юрисдикцию помощи ветеранам труда, труженикам тыла, ранее репрессированным, семьям и гражданам, имеющим детей, пожилым людям намечается направить 1,6 млрд. рублей.

Но в то же время на 150 млн. рублей пришлось "подрезать" расходы на адресную программу строительства, на 490 млн. рублей - на дорожное хозяйство, снизить затраты на транспорт, охрану окружающей среды, оставить финансирование некоторых статей на прежнем уровне. Все это позволяет оценить представленный на суд законодателей документ как проект без излишеств.

Петр Владимиров

"Упрощенки" могут лишить посредников  »
Юридические статьи »
Читайте также