В какой сетке ваша зарплата?

6 ноября на заседании Правительства министр труда и социального развития Александр Починок представил проект концепции перехода к новой системе оплаты труда бюджетников. С 1 октября 2003 года устаревшую Единую тарифную сетку (ЕТС) предлагают заменить отраслевыми, учитывающими специфику отдельных профессий. О предстоящих новациях в системе оплаты труда мы беседуем с начальником Департамента социального развития аппарата Правительства, доктором экономических наук Евгением Гонтмахером.

- Начнем с главного, Евгений Шлемович. Выиграют ли 15 миллионов бюджетников от реформы или их нынешняя зарплата пострадает еще больше?

- Задача как раз в том и состоит, чтобы существенно повысить зарплату работникам бюджетной сферы. Но это не будет обычная индексация. Повышение станет следствием серьезного совершенствования всей системы оплаты труда. Прежде всего речь идет об отмене устаревшей, уже не отвечающей требованиям времени Единой тарифной сетки (ЕТС). Она используется с 1992 года. Именно на ее основе определяется зарплата тех, кто состоит в штате бюджетных организаций. Таким образом, под один стандарт оплаты подпадают нынче и учителя, и врачи, и работники культуры, несмотря на то, что у них различные условия работы и не имеющие ничего общего сферы деятельности.

Теперь предлагается иной подход: отказавшись от ЕТС, ввести для каждой отрасли (образование, здравоохранение, культура и т.д.) свои системы оплаты труда. Каждая из них в свою очередь будет состоять из трех уровней. Первый касается оплаты труда рабочих - сантехников, подсобников, плотников, санитарок. Второй, более высокий уровень, - зарплата специалистов и служащих (врачей, учителей, научных работников). Здесь должна быть своя система, дифференцированная в зависимости от сложности работы, квалификации исполнителей и специализации учреждений. И, наконец, третий, наивысший уровень - должностные оклады руководителей школ, поликлиник, больниц, институтов, музеев. Они тоже будут разные с учетом специфики и объема работы.

Одновременно с радикальным изменением тарифных схем существенно упорядочится и система надбавок, доплат, премий. Размер этих выплат будут определять федеральные, региональные власти или муниципалитет, в соответствии с тем, из бюджета какого уровня выплачивается заработная плата в той или иной организации. Естественно, в пределах имеющихся средств.

Предлагается установить выплаты четырех видов: за стаж; за особые условия труда (скажем, для врачей, имеющих постоянные контакты с больными туберкулезом, ВИЧ-инфицированными); за квалификацию (второе образование, знание иностранного языка) и премии. При такой системе, например, высококвалифицированный кардиолог или педиатр с большим стажем может получать больше, чем заместитель главного врача. Система оплаты в этой сфере станет более гибкой и более справедливой.

- Во многих регионах не хватает денег для своевременной выплаты даже нынешней зарплаты. А если она станет выше, то ситуация вообще выйдет из-под контроля.

- Как раз, наоборот, ситуация должна улучшиться. Дело в том, что количество работников бюджетной сферы, судя по предварительным оценкам, может существенно уменьшиться. Здесь сыграет роль использование реальных нормативов численности врачей, учителей, работников культуры.

Например, врачей у нас больше, чем во многих развитых странах, а качество здравоохранения существенно уступает. Это свидетельствует о том, что важны не количественные, а качественные показатели. Именно с этих позиций следует оценивать имеющийся, по моему мнению, в России избыток врачей, больничных коек. С другой стороны, в стационарах остро не хватает младшего и среднего медицинского персонала. Реформа и здесь обещает серьезные перемены. После существенного повышения зарплаты санитаркам и медсестрам нехватка этих кадров должна уменьшиться.

- Однако передача дополнительных полномочий субъектам Федерации приведет к усилению дифференциации в оплате труда по регионам. И тогда вместо выравнивания материальных условий будет углубляться пропасть между богатыми и бедными территориями.

- Регионы будут ориентироваться на собственные финансовые возможности. Здесь, конечно, очень важно упорядочить межбюджетные отношения в рамках налоговой реформы и процесса разграничения полномочий между различными уровнями власти и местным самоуправлением. Местные власти отстающих регионов должны проявлять инициативу, наращивать собственные бюджетные доходы. Но для этого потребуется время, не один год.

- Будет ли и впредь федеральный центр оказывать финансовую помощь территориям, если в их бюджетах не хватит денег для выплаты зарплаты по новой системе?

- Отраслевые системы оплаты труда, которые будут приняты на федеральном уровне, для регионов - это лишь рекомендация и не более того. Мы допускаем, что какой-нибудь субъект Федерации решит, что ему больше нравится нынешняя единая тарифная сетка. Значит, он вправе ее у себя оставить. Более того, регионы могут придумать собственные варианты системы оплаты труда. Федеральная гарантия заключается в том, чтобы ни у кого из тех, кто останется работать в бюджетной сфере, не было снижения в зарплате.

Что же касается дотационных регионов, то они делятся на две части. Большинство из них, с нашей точки зрения, имеют все возможности, чтобы регулярно повышать зарплату бюджетникам. По крайней мере, до уровня не ниже, чем у федеральных бюджетников. Надо, видимо, строже относиться к собственным бюджетам. Но есть и регионы, которые действительно не в состоянии сами себе обеспечивать достойную бюджетную зарплату. Таких у нас наберется с десяток. Вот им и должна оказываться прямая федеральная помощь в виде субсидий или дотаций.

Что касается федеральных бюджетников, то на повышение им заработной платы в среднем на 33 процента с 1 октября 2003 года в проекте федерального бюджета предусмотрено 10,6 миллиарда рублей.

Кроме того, важно гармонизировать реформы. Параллельно с реформой оплаты труда должна идти, например, и реформа здравоохранения. Она позволит привлечь дополнительные финансовые источники, например, легализовать то, что платят сами больные прямиком в карман врача. Сейчас готовятся документы по изменению организационно-правовой формы учреждений в непроизводственной сфере (образовании, здравоохранении и культуре). Они станут специализированными некоммерческими организациями. У них не будет сметного финансирования, а руководители получат большую хозяйственную самостоятельность, в том числе в сфере повышения зарплаты своему персоналу.

- А что с учителями? Неужели и педагогов у нас в избытке?

- Численность учащихся в государственных общеобразовательных учреждениях за последние восемь лет уменьшилась на полмиллиона человек, а вот преподавателей, наоборот, стало больше на 172 тысячи. Скоро число выпускников сравняется с числом мест в вузах. Разве это нормально? Государство должно четко сказать: нам нужно столько-то специалистов и по таким-то специальностям. Вот такой госзаказ. И полностью оплатить его из бюджета. Если же вузы хотят обучать большее количество студентов, то, пожалуйста, пусть делают это на коммерческой основе. На образовательный процесс надо смотреть через призму интересов экономики на ближайшие пять лет. Нужен точный прогноз и работа на перспективу.

- Получается, увольнения могут коснуться сотен тысяч бюджетников? Что будет с ними - они пополнят и без того немалую армию безработных?

- Наша беда в том, что в каких-то реформах мы продвигаемся быстро, а в каких-то отстаем. Преобразование оплаты труда - большое продвижение вперед. И не секрет, что часть людей из бюджетной сферы будет высвобождена, но предстоит и масштабная структурная перестройка экономики. Михаил Касьянов на прошлом заседании Правительства заметил, что в динамично развивающихся отраслях уже идет снижение занятости. И от этого никуда не денешься: появляются новые технологии, повышается производительность труда. Высвобождение кадров, как я упомянул, коснется и бюджетной сферы государственного управления. Куда пойдут высвобожденные люди?

Конечно, в малый бизнес перейдут не все. Сейчас это не так просто. Сразу же возникнет масса неразрешимых вопросов: где взять стартовый капитал, как пройти десятки чиновничьих кабинетов для получения бесконечных разрешений, каким образом защититься от криминальных структур. Против малого бизнеса все еще работает налоговая система, обирая предпринимателя и заставляя его уходить в "тень". Еще не создано для малого бизнеса и цивилизованное правовое поле, нет эффективной судебной системы, которая со стопроцентной гарантией защищала бы частную собственность. Без благоприятной среды, без заинтересованности и защиты со стороны властей, государства малый бизнес развиваться не может. Значит, надо создавать эту среду. На мой взгляд, здесь необходимо сдвинуть ситуацию параллельно с реформой зарплаты.

- А как же быть тем, кому до пенсии осталось пять-десять лет, и они всю жизнь проработали в бюджетной сфере?

- Конечно, люди предпенсионного возраста вряд ли начнут свое дело. Но в малом бизнесе есть не только предприниматели, но и работники по найму. Да, это может быть тяжелый и неквалифицированный труд, но тем не менее заработать на жизнь можно.

С другой стороны, понятно, что возникает необходимость в разработке специальной и значительной по масштабам государственной программы занятости населения. Два года назад она у нас была, но ее, к сожалению, отменили. В результате вся работа с безработными ограничивается сегодня лишь выплатой пособий, то есть пассивной мерой. А ведь раньше могли помочь и с переобучением, и с открытием собственного дела. В феврале будущего года Правительство планирует рассмотреть Концепцию действий на рынке труда, в которой все подводные камни реформы должны быть учтены. Если в 90-е годы нам угрожали бедность и нищета, то в ближайшие годы - безработица. И это надо учитывать, начиная реформу заработной платы.

Александр Починок обещает прибавку

Комментируя итоги заседания Правительства РФ, на котором рассматривался проект концепции оплаты труда работников бюджетной сферы, глава Министерства труда и социального развития Александр Починок сообщил, что "одобрены основные принципы новой системы оплаты труда. Минтруда и Минфину поручено доработать пакет документов, который поступит на утверждение Правительства уже к началу следующего года". Характеризуя основные принципы новой системы, Александр Починок отметил, что "большое место здесь отводится именно субъектам Федерации, которые отныне вправе самостоятельно устанавливать зарплату работников бюджетных организаций. Причем эта зарплата должна быть не меньше гарантированного федеральным законодательством размера оплаты труда. Ни один бюджетник не будет получать меньше, чем получает сейчас".

Подготовила Елена Шмелева.

Правительство одобрило основные принципы концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.  »
Юридические статьи »
Читайте также