Охранная грамотка

"Петербургская стратегия сохранения культурного наследия" предлагает поддерживать реставрационные фирмы через льготы по налогу на имущество. Инструмент сомнительный, ведь реставрационный бизнес - это полноценный, прибыльный сектор городской экономики

Петербургская стратегия сохранения культурного наследия" - первая попытка сформулировать городскую политику в сфере охраны памятников и обозначить экономические инструменты решения проблемы. Наверное, председателю КГИОП Вере Дементьевой хотелось, чтобы документ походил на некие правила игры для государства и бизнеса. А получилась, в лучшем случае, преамбула к пакету нормативных актов, которые еще должны быть подготовлены. Иначе декларации никогда не превратятся в реальные механизмы сохранения памятников и их продуманного, экономически эффективного использования. Речь должна идти о цельной системе, учитывая масштабы проблемы: из 7783 памятников 90% нуждаются в срочных реставрационных работах (по грубой оценке, затраты превышают 60 млрд рублей).

На две трети текст "Стратегии" напоминает просветительский ликбез. В частности, рассказывается о формировании архитектурно-пространственной среды города, об архитектурных стилях, о влиянии среды жизнедеятельности на менталитет петербуржцев, о концепциях сохранения наследия, о такой угрозе памятникам, как неблагоприятный климат и т.д. Тем не менее из различных главок документа можно вычленить и две разумные базовые идеи. При всей их очевидности они важны как принципы - на тот случай, если в Смольном когда-нибудь займутся выработкой соответствующих практических мер.

Во-первых, сохранение и реконструкция памятников не должны рассматриваться как сугубо затратная деятельность, ибо для Петербурга культурное наследие является фактором экономического развития, одной из предпосылок его инвестиционной привлекательности.

Во-вторых, решать в городе проблемы культурного наследия нужно на межведомственном уровне. Речь идет о выстраивании некой системы взаимодействия между КГИОП и другими подразделениями администрации. Не секрет, что реализация многих инициатив, связанных с развитием территорий, выводом предприятий, привлечением инвесторов, тормозится из-за ведомственной неразберихи. С этим, кстати, уже столкнулся и КГИОП, предложив программу реставрации фасадов в центре Петербурга. Чтобы собственники, арендаторы и прочие пользователи недвижимостью, в том числе госорганизации, оплачивали часть расходов по реставрации фасадов (требование уместное, учитывая высокий спрос на помещения в историческом центре), нужны грамотно проработанные юридические механизмы. Но, судя по всему, их не оказалось - равно как и нормального взаимодействия с другими комитетами администрации.

Ряд предложений требуют изменений федерального законодательства, и в этом смысле "Стратегия" - не более чем открытое письмо в Москву, старшим руководителям.

Главный вопрос - о приватизации памятников и их введении в "деловой оборот". Весной прошлого года Валентина Матвиенко безуспешно попыталась инициировать пересмотр ст. 63 закона "Об объектах культурного наследия", замораживающей процесс приватизации памятников. Теперь говорится о более революционной мере - вообще отменить разделение объектов культурного наследия на памятники федерального и регионального значения. Слово "приватизация" в "Стратегии" ни разу не встречается, но идея чиновников понятна: попытаться таким образом снять часть ограничений на передачу зданий-памятников инвесторам и их дальнейшее использование. О том, что одновременно нужно четко прописать в законах обязанности новых собственников и налагаемые сервитуты, почему-то в "Стратегии" не говорится.

Зато предлагается предусмотреть в законе возможность бюджетных субсидий на работы по сохранению конкретных объектов, которые не могут использоваться рентабельно. Но непонятно, как определять, какие здания достойны субсидий. Да и захотят ли "федералы" брать на себя дополнительное бремя и придумывать специально для Петербурга систему адресной раздачи денег? Без восторга будет встречена и просьба о налоговых льготах для юрлиц и граждан, делающих благотворительные пожертвования на ремонт и реставрацию памятников.

Из инициатив регионального уровня оправданно, очевидно, создание в рамках КГИОП специальной службы для ведения мониторинга за состоянием памятников. Безусловно, в Правилах землепользования и застройки Петербурга нужно исчерпывающе прописать все параметры охранных зон. Похвально и желание председателя КГИОП выступать с ежегодными докладами губернатору, обсуждаемыми на Совете по сохранению культурного наследия...

Но в сфере экономики некоторые предложения вызывают недоумение. Например, для поддержки реставрационных фирм (целая глава посвящена комплиментам в адрес "реставрационной школы Ленинграда - Петербурга") предлагается давать льготы по налогу на имущество. Инструмент сомнительный, учитывая, что реставрационный бизнес - это полноценный сектор городской экономики, причем весьма прибыльный. Не бесспорна идея создания "контролируемых правительством" фондов, которым будет предоставляться право выкупа исторических зданий с целью восстановления и дальнейшей перепродажи. Почему госструктуры должны заниматься натуральным девелопментом? И не сведется ли все к получению некими фирмами подрядов на реставрацию на особых условиях, не говоря уже о дополнительных коррупционных рисках при продаже зданий.

Впрочем, один конкретный, проверенный инструмент все же предлагается. От производителей алкоголя, торговцев нефтепродуктами, организаций игорного бизнеса и "других сверхприбыльных компаний" ждут спонсорства и частных инициатив. И хотя им обещаны "гибкие механизмы" поддержки, понятно, что ставка вновь будет делаться на призыв к "социальной ответственности". Конечно, в эксклюзивных случаях это может сработать, но ведь в Петербурге разрушаются тысячи памятников. И, к сожалению, ясных путей к их сохранению и восстановлению "Стратегия" не указывает.

Игорь Архипов

Имущество могло разорить кооперативы  »
Юридические статьи »
Читайте также