Таможня ускоряет ритм

В ноябре 2005 года были предприняты реальные шаги, чтобы сократить очереди на международных пунктах пропуска на границе

Пересечение границы, если едешь на автомобиле, - всегда лотерея: никогда не знаешь, сколько времени придется ждать, пока таможенники оформят документы. Одна из причин заторов - сложность российских процедур. И их решено немного упростить.

На это направлены поправки в Закон «О таможенном тарифе» , которые должны привести методику определения таможенной стоимости ввозимых в Россию товаров в соответствие с международными требованиями.

Если вы везете товар сегодня, то таможенник посмотрит в свой справочник и скажет, сколько он, по его мнению, должен стоить. Такой метод оценки на Западе приравнивается к дополнительному административному барьеру на пути свободной торговли. По принятым в мире правилам таможенная стоимость должна определяться по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Иными словами, за сколько купил - за столько и заплати.

Применять оценочный метод таможенники могут лишь в том случае, если заподозрят, что продавец и покупатель - взаимосвязанные лица (например, если сделка осуществляется между филиалами одной компании, партнерами, которые несут общие расходы и убытки, между работодателем и работником, между мужем и женой, родственниками, между попечителем и опекаемым).

И то если инспектора сумеют доказать, что отношения между продавцом и покупателем повлияли на цену товара.

Еще одно новшество - переход на принятые во всем мире принципы бухгалтерского учета. Расчетная стоимость товаров теперь образуется как сумма расходов по перевозке, перевалке и страхованию груза, прибыли, коммерческих и управленческих расходов и затрат на приобретение материалов и производство товаров.

Для ускорения оформления документов на ввоз и вывоз товаров на таможне также пообещали расширить сферу применения электронных документов. В частности, на российско-эстонской границе (посты «Убылинка», «Шумилкино» и «Куничина Гора») вводится система предварительного информирования и электронного декларирования, чтобы грузовики меньше стояли в очереди на оформление документов. Об этом стало известно на ноябрьской конференции, посвященной экономическому взаимодействию РФ и стран Балтии (Псков). А на Балтийской таможне в 2005 году уже зарегистрировали 244 электронные таможенные декларации.

Предварительные формы декларирования помогли снизить долю досматриваемых грузов в петербургском порту до 22% от всех растаможенных товаров, что меньше общероссийского уровня (29%).

Полный переход на электронное декларирование Федеральная таможенная служба готова осуществить, если суды начнут принимать к рассмотрению компьютерные распечатки документов. А для этого нужно принять закон об электронно-цифровой подписи. Пока его нет, приходится использовать бумажные документы с подписью и печатью.

Борис Ушаков

Таможенный тариф попал в реформу Тарифные барьеры приблизили к ВТО  »
Юридические статьи »
Читайте также