В sale ожидания Чем наши распродажи хуже распродаж в Европе

Есть выражение "жаба душит". Это когда чего-то хочется, а денег жалко. Специально для тех, кого эта жаба душит регулярно, были придуманы скидки и распродажи. Про рождественские распродажи в Европе у нас на родине ходят легенды.

Ненаши распродажи

"Раньше я смеялся над теми, кто ездил одеваться за границу, - говорит Антон П. - Ну не может у нас быть дороже, чем в Европе. И зарплаты у нас меньше, и магазины попроще. А потом съездил несколько раз за границу и понял, что там действительно выгоднее одеться, чем у нас. Скидки колоссальные. И если написано - 70 процентов, то это и будет ровно 70, а не 58".

На самом деле, наши распродажи постепенно приближаются к европейским. За вычетом некоторых нарушений большинство наших магазинов старается работать добросовестно. Однако у нас сезонные распродажи проводят далеко не все магазины и распродают они далеко не весь ассортимент (самый большой процент скидки у нас обычно бывает лишь на те товары, которые по разным причинам не привлекли покупателя раньше - как женские туфли 46-го размера).

Поэтому у наших туристов действительно разбегаются глаза, когда за границей они в каждой витрине видят заветное "sale". Сами европейцы стремятся закупаться именно на распродажах. Французы, например, стараются не тратить много перед рождественскими праздниками, но основательно затовариться в январе.

Ближайшие европейские распродажи в этом году начинаются в следующем порядке:

Великобритания - с 27 декабря по начало февраля;

Финляндия - с 27 декабря по начало февраля;

Нидерланды - с 27 декабря по начало февраля;

Франция - с 6 января по начало февраля;

Италия - с 7 января по конец февраля;

Германия - с 30 января по середину февраля;

Греция - с 1 февраля по 28 февраля.

Стоит иметь в виду одну важную вещь - чем ближе к концу распродажи, тем выше становится скидка.

Кому нужны распродажи

Изначально распродажи должны были помочь торговцам продать как можно быстрее товар, ставший им ненужным. К примеру, парижские булочники в конце XVIII века привлекли повышенное внимание клиентов, введя в оборот вечернюю распродажу - когда хлеб продавался с 20-процентной скидкой. Это было выгодно и продавцам, и покупателям: на следующее утро несвежий хлеб уже никто не купит. Постепенно подобные вещи начали входить и в другие области торговли. На сегодняшний день в Европе и в России распродается все - от ноутбуков до нижнего белья и шоколада.

Магазин назначает скидки по нескольким причинам. Во-первых, на вещи, ставшие немодными или несезонными (к примеру, классические мужские и женские костюмы практически никогда не продают со скидкой - потому что такие вещи вне сезонов и почти вне моды, зато ультрамодные босоножки, стоившие летом приличных денег, можно купить зимой в два раза дешевле). Во-вторых, для того чтобы привлечь внимание к непроданному товару (продавать офисные кресла в целом со скидкой - бессмысленно, так как покупатель всегда найдется; но если какая-то конкретная модель кресла оказывается неходовой, цена на нее снижается). В-третьих, распродажа помогает магазину привлечь к себе внимание покупателей (бесконечные рекламные акции в сетях вроде "Эльдорадо", "Евросети" или "Ив Роше" не дают клиентам забыть про них). То есть распродажи не выгодны лишь компаниям, торгующим вечными ценностями, вроде костюмов "Шанель" и антикварной мебели.

Опасности распродаж

Наше отличие в скидочном вопросе от Европы заключается в том, что российский закон о правах потребителей никак не регламентирует распродажи. Поэтому зачастую в наших магазинах со скидкой продают просроченный товар. Это одна из главных опасностей сезона распродаж - купить продукт, срок годности которого уже истек.

Продавец рыбного отдела, пожелавшая остаться инкогнито, говорит, что чаще всего от недобросовестности продавцов страдают любители икры: "Перед Новым годом спрос на икру заметно повышается. Когда покупатель берет весовую икру, у него еще есть шанс, потому что он может ее попробовать. Что касается банок, то их надо внимательно изучать перед покупкой. Если красная икра в течение года более-менее расходится, то черная, как самая дорогая, лежит месяцами. И часто бывает, что просроченный товар "всплывает" перед Новым годом. Мы снижаем цены, и покупатель на это ведется, как на праздничные скидки...".

То же самое касается косметики и парфюмерии и прочих товаров, на которые производитель обязан установить срок годности. А в предпраздничной спешке, когда с прилавков сметается все, так легко ошибиться. Да и кто вообще смотрит на срок годности духов? Конечно, приобретя на распродаже некачественный товар, вы можете потребовать его замены или обратиться в Общество защиты прав потребителей. Однако начавшаяся волокита никак не вернет вам хорошее настроение.

Есть правила ведения торговли, которые нашими магазинами зачастую нарушаются. Например, далеко не везде в момент распродаж товары снабжают двойным ценником с обычной ценой и ценой после скидки. А это обязательно, хотя бы для того, чтоб клиент видел - скидка честная. Но и в случае, если двойной ценник все-таки есть, стоит быть внимательным. Например, Игорь Д., выбирал кальян. Он обошел большинство городских табачных лавок, составил список - где дешевле, где дороже. Наконец, остановился на кальяне за полторы тысячи рублей. Придя в лавку, Игорь узнал, что там проводится распродажа и, потирая руки, подошел к кальяну своей мечты. На нем висел ценник: "Обычная цена - 2000 рублей. Цена со скидкой - 1500 рублей". Понятно, что такое завышение цены с последующей "скидкой" было рассчитано на случайных клиентов.

Еще у продавцов есть милая привычка - объявить о, допустим, пятидесятипроцентной скидке на ряд моделей, но не снабжать эти модели новыми ценниками. И вдумчивый покупатель должен сам ломать голову и подсчитывать на калькуляторе, во сколько ему обойдется вещь.

Чуть ли не самый распространенный способ надувательства клиентов в момент распродажи - это когда в магазине вешается объявление, что товар со скидкой не возвращается. Можно не заметить маленькую дырочку, отсутствие пуговицы, царапину на корпусе телевизора. В таких случаях продавец обязан написать на ценнике "брак", что и объяснит покупателю снижение цены на данную вещь.

Катя Щербакова

Мы за мир без наркотиков!  »
Юридические статьи »
Читайте также