Решение судьбы "Северной верфи" отложено

Вчера, 7 октября, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области перенес на 28 октября рассмотрение апелляции ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на решение суда от 8 августа 2002 года о взыскании с завода 19,304 млрд рублей в пользу федерального бюджета.

Истцом по этому делу выступает прокуратура Санкт-Петербурга, действующая по поручению Министерства финансов РФ.

История с возвратом средств за эсминцы началась в конце 2001 года, когда депутат Госдумы Владимир Пехтин в своих запросах на имя Сергея Степашина, главы Счетной палаты РФ, и Андрея Бельянинова, главы "Рособоронэкспорта", поинтересовался, почему "Северная верфь" не компенсировала госбюджету средства, израсходованные до 1997 года на изготовление двух корпусов эсминцев, которые были заложены для российского военно-морского флота, а затем достроены и проданы верфью в 2000-2001 годах по контракту с Китаем примерно за $600 млн. Счетная палата по итогам проверки подтвердила факт неуплаты компенсации, по официальным документам "Северная верфь" должна была компенсировать 182,62 млн рублей. Госдума рекомендовала правительству обратиться в суд с иском о признании недействительной сделки по купле-продаже двух эскадренных миноносцев "Северной верфью" и о возмещении связанных с этим потерь федерального бюджета.

Борис Кузык, глава холдинга НПК, владеющего 53,46% акций верфи, заявлял о намерении возместить 182,62 млн рублей. Однако вскоре исковая сумма была увеличена более, чем в 100 раз, и в июле Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск Минфина о возмещении "Северной верфью" 19,3 млрд рублей в федеральный бюджет. В случае выполнения этого иска предприятие ожидает банкротство.

"ИСТ" отмежевался

Вчера же группа компаний "ИСТ" сделала заявление об отказе сотрудничать с ОАО "СЗ "Северная верфь" в производственных вопросах и о продаже своих 18,85% акций верфи, приобретенных в начале 2002 года, компании "Ринако".

Как сообщили представители "ИСТа", скупка акций "Северной верфи" проводилась с намерением углубить сотрудничество и, возможно, создать судостроительный холдинг. Однако после знакомства с ситуацией на заводе "поняли, что это бесперспективно".

Сомнения "ИСТа" проявились уже на годовом собрании "Северной верфи" в конце июня – тогда представители нового акционера не прошли в совет директоров (по официальной версии – в связи с опозданием регистрации кандидатов) и не потребовали созыва внеочередного собрания для перевыборов. При этом в начале года "ИСТ" не раз заявлял о планах участия в совете директоров и в управлении "Северной верфью".

Новый акционер хочет дивидендов

Покупатель 18,8% акций "Северной верфи" – "Ринако" – инвестиционная компания, специализирующаяся на приобретении и реструктуризации активов, ранее входившая в группу МДМ. "ИСТ" и МДМ, по версии обеих сторон, являются "дружественными партнерами", некоторыми аналитиками высказывается мнение о возможности вхождения "ИСТа" в московскую группу.

Комментируя покупку акций, Евгений Туголуков, президент компании "Ринако", подчеркнул, что сейчас "Ринако" не входит в группу МДМ, хотя и связана с ней через нескольких акционеров.

Что касается планов "Ринако" относительно пакета "Северной верфи", то, по словам Евгения Туголукова, судостроительное предприятие имеет хороший потенциал, но на нем ущемляются права миноритарных акционеров, в числе которых и государство (20,96% – РФФИ).

В частности, акционерам не выплачиваются достойные дивиденды.

С такой ситуацией новый акционер рассчитывает покончить, опираясь на свой опыт управления активами (недавний пример – получение контроля и реструктуризация ОАО "ТАГМЕТ"), и добиться отдачи на свои финансовые вложения. Сумму покупки акций верфи стороны не раскрывают.

В кольце врагов

В свое время вхождение "ИСТа", являющегося основным акционером конкурента "Северной верфи" – "Балтийского завода", в состав акционеров СЗ "Северная верфь" оказалось неприятной неожиданностью для холдинга НПК.

Однако вскоре этот факт потерял свое значение в череде более крупных неприятностей, которые преследуют холдинг в этом году. Помимо удовлетворения иска государства на 19,3 млрд рублей НПК потеряла контроль над другим своим крупным активом – ОАО "Северо-Западное пароходство".

Новое руководство СЗП, пришедшее к власти в результате внеочередного собрания 24 августа, сразу же сделало заявление о пересмотре контракта пароходства с "Северной верфью" на строительство 28 сухогрузов "Валдай", пять из которых уже находятся в различной степени готовности. Слово не разошлось с делом, и в конце сентября Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял решение удовлетворить иски ОАО "Северо-западный флот" (дочернее предприятие СЗП) к ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на общую сумму 240 млн рублей в связи с тем, что "Северная верфь" "не выполняло своих обязательств перед заказчиками и задерживала строительство судов".

Таким образом, на сегодняшний день "Северная верфь" завалена исками, "Северо-Западное пароходство" под контролем оппозиционных акционеров, а основной пакет акций СЗП, принадлежащих холдингу, арестован.

Наблюдатели связывают такую ситуацию с тем, что Борис Кузык, бывший помощник Бориса Ельцина по вопросам военно-технического сотрудничества, является представителем старой президентской "команды" и его активы слишком привлекательны для многих сегодняшних олигархов и для желающих таковыми стать.

Елена Шушунова

Символ юбилея нуждается в рекламе  »
Юридические статьи »
Читайте также