Наличный извоз: как ездят деньги

Примерно каждый пятый рубль в Петербурге перевозится неофициально – с помощью частных охранных предприятий без привлечения уполномоченных инкассаторов. Каким образом возят деньги первые и вторые, выясняла корреспондент «ПП» Татьяна Макурова.

Высокий кирпичный забор с колючей проволокой ассоциируется с известным исправительным учреждением. «Пропустите ее, это журналистка». Турникет на входе сменил красный запрещающий сигнал на зеленый, и я прошла в просторный двор, где рядами стояли бронемашины. Ответ на просьбу поездить с инкассаторами мне был известен заранее: «Об этом не может быть и речи, вы даже внутрь машины не попадете». Да, РОСИНКАС – суровая организация.

Попытка поработать инкассатором на частном охранном предприятии также не увенчалась успехом. «Ну, вы же понимаете, что делаете нам антирекламу – мы ведь обязаны обеспечивать полную конфиденциальность».

Белые и серые. Легально перевозят деньги только РОСИНКАС, учрежденный при Центробанке РФ, банковские инкассаторские службы, предприятие «Инкахран» и спецподразделения почтовой связи. Частное охранное предприятие (ЧОП) обязано отказать клиенту, если он попросит перевезти наличность, но вправе предоставить услуги по сопровождению «материальных ценностей». «Конечно, мы можем предполагать, что клиент везет деньги в чемодане или «коробке из-под ксерокса», но мы не обязаны это проверять. Что за «материальные ценности» – не наше дело», – говорит один из руководителей ЧОП. Что касается распределения рынка инкассаторских услуг (если понимать под инкассацией перевозку денег), то, по оценке того же руководителя ЧОП, 80% принадлежит «белым» инкассаторам и 20% – «серым». В свою очередь наиболее заметными игроками на «белом» рынке в Петербурге являются РОСИНКАС и Сбербанк. Далее следуют «Промстройбанк», «Балтийский банк» и Банк «Санкт-Петербург». Среди «серых» инкассаторов явного лидера, пожалуй, нет, но услуги сопровождения ценностей оказывают порядка 300 ЧОП.

Специалисты. По версии ГУВД, частные структуры менее профессиональны и хуже оснащены, чем государственные. В РОСИНКАСе пояснили, что сотрудники занимаются «по специальному лицензированному курсу и имеют более высокий профессиональный уровень, чем все остальные инкассаторские службы. Также регулярно проводятся учения совместно с ГУВД». Подготовка специалистов и в государственных, и в частных учреждениях включает занятия в спортзале, стрельбу в тире, правовую подготовку, основы оказания медицинской помощи и т. п. Но «белые» инкассаторы имеют преимущества в информационном плане, регулярно получая информацию ГУВД об оперативной обстановке в городе.

Машины и оружие. Здесь неоспоримые преимущества имеют официально уполномоченные организации: прежде всего это наличие бронированных автомобилей. Подавляющее большинство частных охранных структур имеет в распоряжении обычные легковушки, объясняя это неочевидностью окупаемости вложений: подержанный «броневик» стоит от $25 тыс., новый – от $50 тыс., а «сопровождение ценностей» составляет весьма незначительную часть бизнеса ЧОПов. Хотя в последнее время некоторые питерские ЧОПы (например, Securicop-Оkhranа) по примеру московских стали покупать броневики.

РОСИНКАС вооружает своих сотрудников автоматами Калашникова, другие структуры – служебным оружием, которое по своим характеристикам уступает боевому. А с учетом предстоящего сокращения количества огнестрельного оружия у частной охраны до 25% от штатной численности сотрудников ЧОПы оказываются в крайне невыгодном положении.

Регламент. Применение оружия для всех перевозчиков регламентировано статьей 24 закона об оружии. Соблюдение ПДД также обязательно для всех, однако в части парковки практически все перевозчики денег их нарушают, подъезжая к объекту таким образом, чтобы дверь машины находилась как можно ближе ко входу в здание. Бригада сопровождающих варьируется от одного (в основном у частных предприятий) до двух (РОСИНКАС) и пяти человек (в ряде банков), не считая водителя. В случае остановки сотрудником ГИБДД официальные инкассаторы из машины не выйдут, а будут созваниваться со своим руководством для доклада обстановки и получения инструкций. Маршрут поездки четко планируется и не повторяется изо дня в день. Однако «серые» инкассаторы идут навстречу клиенту – в случае необходимости меняют маршрут поездки по желанию заказчика и могут подождать клиента, если он задерживается. Также частные перевозчики оказывают дополнительные услуги, например по физической охране клиента, что не входит в обязанности «белых» инкассаторов.

Суммы. В среднем в обычный день одна бригада инкассаторов коммерческого банка перевозит 3 млн. рублей. Что составляет примерно 200 месячных зарплат «банковского» инкассатора. В дни выплаты зарплаты у крупных компаний сумма увеличивается на порядок. А самая крупная сумма, как признался «ПП» инкассатор одного из банков, которую он перевозил в один день, составляла 100 млн. рублей ($3,5 млн.). По частным предприятиям информации нет, поскольку подразумевается, что деньги они не перевозят, и что за ценности везет клиент, не знают. И «белые», и «серые» инкассаторы страхуют свои риски в страховых компаниях. Перевозимые ценности клиент должен страховать сам, если посчитает нужным.

Курьезы. Их в работе инкассатора практически не бывает – очень дорого обходятся. Своего специфического слэнга, фольклора тоже нет – по крайней мере печатного. «А нецензурный «фольклор» опубликуете? Ну тогда, значит, у нас его тоже нет, – говорит инкассатор банка корреспонденту «ПП». – А случаи иногда бывают, например, такие: как-то нас на выходе из обменника бабушка попросила перевезти диван. Еще часто люди на дороге голосуют, видимо, думают, что мы халтурим по пути из банка в банк».

Историю заставят работать  »
Юридические статьи »
Читайте также