Джон Хэдлоу: "Кредитные бюро идут в Россию"

С 1 июня 2005 г. вступят в силу законы из ипотечного пакета, направленные на развитие кредитного рынка в России. Одним из этих законов станет закон "О кредитных историях".

Джон Хэдлоу (John Hadlow), коммерческий директор компании Experian International, одного из крупнейших кредитных бюро, дал эксклюзивное интервью "ДП" о создании первого в России такого бюро совместно с ИА "Интерфакс".

-- Когда этот закон вступит в силу и что после этого изменится в работе кредитной банковской системы России?

-- Закон вступает в силу с 1 июня. После этого банкам дается еще 6 месяцев на приведение принципов своей работы в соответствие с законом, но уже с 1 сентября все банки должны будут предоставлять сведения о кредитных историях своих клиентов хотя бы в одно кредитное бюро. То есть около 1000 банков, которые работают в России, обратятся в кредитные бюро.

Для того чтобы такие бюро могли начать работать, им необходимо получить соответствующую лицензию, ряд разрешений, в том числе от ФСБ, по доступу к конфиденциальной информации, а также выполнить другие требования, которые будут предусмотрены в подзаконных актах.

-- Почему в России ранее не появлялось бюро кредитных историй? Почему Experian именно сейчас обратилась к российскому кредитному рынку?

-- Мы смотрели на Россию начиная с 1996 г. Тогда банковский сектор здесь был очень мал. Затем последовал кризис 1998 г., после которого приход Experian в Россию стал затруднителен. Однако российские компании уже с 2001 г. начали спрашивать, когда же мы придем в эту страну. Начиная с 2002 г. мы вели серьезные исследования местного рынка и к 2003 г. достигли принципиальных договоренностей с Интерфаксом. Для нас интерес к Интерфаксу сводится в том числе и к тому, что большинство российских банков и так уже являются его клиентами.

-- Каким образом бюро готовится к началу работы в России?

-- Сейчас мы заканчиваем тестирование программного обеспечения -- прототипа нашего кредитного бюро. Мы выбрали шесть тестовых клиентов, с которыми проводим это тестирование уже сейчас, начиная с 22 декабря 2004 г. В их число входят компании из разных секторов рынка, в том числе два московских сотовых оператора. Мы ожидаем, что уже с конца марта будет запущена рабочая версия системы.

-- В чем заключается бизнес кредитных бюро? Какова выгода в их работе для их клиентов и российских заемщиков?

-- Для клиентов это в первую очередь снижение стоимости кредита. Для банков -- сокращение рисков, возможность более точно их оценить и уменьшить таким образом свои потери. Введение института кредитных историй позволяет получить кредит тем, кто раньше не мог себе этого позволить. Так, например, малый бизнес при безупречных кредитных историях будет иметь возможность получать больше дешевых кредитов.

Ускоряется система проверок заемщиков -- теперь она будет занимать всего несколько секунд. Можно ожидать появления "мгновенных" кредитов под хороший процент.

Кредитные бюро берут плату за каждое обращение клиентов за кредитными историями заемщиков. Правда, чем больше будет запросов, тем меньше будет стоимость обращения. В России планируется брать $1-2 за каждое обращение, и это достаточно низкая цена, так как в некоторых странах эта стоимость достигает $10 за обращение. Правда, например, на рынке США, где ежедневно обрабатывается порядка 1,8 млн запросов, эта стоимость ниже.

Всего в мире наша пользовательская база составляет около 800 млн кредитных историй. В России в течение 2004 г. было выдано около 10 млн потребительских кредитов, примерно на такое количество запросов мы и рассчитываем на первом этапе. Однако 10 млн -- это только удовлетворенные запросы, а реальных заявлений о кредитах было гораздо больше. Сейчас мы разговариваем и с банками потребительского кредитования, и с сотовыми операторами, и с некоторыми другими отраслями кредитного рынка.

В целом начало работы бюро кредитных историй может способствовать снижению стоимости потребительских кредитов на 3-5 процентных пунктов. При этом ожидается и увеличение деятельности банковского сектора. А, например, в Польше с введением такого института уровень внутреннего валового продукта за несколько лет увеличился на 2 пункта.

кто есть кто

- В структуру Experian входят 12 кредитных бюро по всему миру. Общий оборот компании составляет порядка 2 млрд фунтов стерлингов. Она обслуживает около 50 тыс. корпоративных клиентов, крупнейшими из которых являются такие банки, как Citi Bank, Reiffeisenbank, Societe General и др. При этом оборот Experian растет примерно на 10% в год.

- ЗАО "Бюро кредитных историй "Интерфакс Экспириан" зарегистрировано в декабре 2004 г. в Москве и на паритетных началах принадлежит ИА "Интерфакс" и Experian. Инвестиции в уставный капитал также поделены поровну: Интерфакс предоставил собственные человеческие ресурсы, свои клиентские базы и инфраструктуру, а Experian вошла в долю принадлежащим ей программным обеспечением, которое представляет собой основу работы кредитного бюро. Его стоимость оценивается в несколько миллионов долларов, вклад Интерфакса оценивается примерно в ту же сумму. Кроме того, Experian за свой счет проведет обучение персонала Интерфакса для работы в кредитном бюро. По закону кредитное бюро должно иметь не менее двух партнеров и у каждого из них должно быть не менее чем 50% доли.

цифры517,1 млрд рублей -- общая сумма потребительских кредитов, выданных банками в России за 9 месяцев 2004 г.Источник: Центробанк РФ

Денис Лебедев

Мечта об ипотеке Эта мечта никак не хочет становиться реальностью...  »
Юридические статьи »
Читайте также