Гарантии – под инфраструктурные проекты»

Планы городского правительства удвоить к 2008 году бюджет Петербурга открывают перед бизнесом определенные перспективы. О том, как и куда могут в ближайшие годы двигаться бюджетные деньги, корреспонденту «ПП» Алексею Травину рассказывает председатель комитета финансов Петербурга Александр Никонов.

«ПП»: В прошлом году правительством Петербурга дан старт многим программам, направленным на поддержку и развитие экономики города. С вашей точки зрения, в том числе учитывая задачу удвоения горбюджета, чему должен отдаваться приоритет?

Александр Никонов: Безусловно, в Петербурге есть отрасли, которым мы просто не имеем права дать зачахнуть. Это судостроение, машиностроение, научно-исследовательская сфе-ра, транспорт. Основные меры поддержки, которые мы можем реализовать, – это снижение административных издержек и экономическое стимулирование, в том числе предоставление определенных налоговых льгот.

«ПП»: Раз речь зашла о налоговых льготах, насколько оправдан этот механизм, ведь это все-таки выпадающие из бюджета доходы?

Александр Никонов: Для города любые льготы – это по сути инвестиции, поэтому и условием их предоставления должны быть определенные гарантии получения прибыли. Если инвестор намерен вложить деньги в расширение или модернизацию производства, мы предоставляем ему льготы. В то же время следует помнить, что налоговые льготы для самих инвесторов являются не единственным и, с моей точки зрения, даже не решающим условием при принятии решения. Гораздо важнее стабильность – экономическая и политическая. Инвестор должен быть уверен, что через несколько лет он будет работать в условиях, которые заложены в его бизнес-плане.

«ПП»: В минувшем году правительство Петербурга приняло постановление о государственных гарантиях. Предполагается, что этот механизм должен быть доступен и для частных инвесторов. Как он будет работать?

Александр Никонов: Выдаваться гарантии будут под проекты, направленные на развитие городской инфраструктуры (дорожные, инженерные сети и т. д.). Отбор претендентов на получение гарантий и контроль за реализацией проектов будут очень жесткими. Хотя госгарантии распространяются на всех инвесторов, сегодня у ГУПов есть некое условное преимущество, так как они контролируются администрацией и наш риск здесь не-сколько ниже. Кроме того, есть одно существенное ограничение – объем государственных гарантий не должен превышать 15% от общего объема государственного долга Петербурга, то есть он может составить порядка 500-600 млн. руб. Предоставляться гарантии будут только при условии, что исчерпаны все остальные возможности обеспечения кредита со стороны заемщика (например, залог имущества).

«ПП»: Можно ли сказать, что определенные городом стратегические объекты, например Западный скоростной диаметр или Паромно-пассажирский комплекс, – основные кандидаты на получение гарантий?

Александр Никонов: Пока о каких-то конкретных претендентах речи не идет. Отбор проектов будет производиться специальной межведомственной комиссией. Однозначно понятно, что гарантировать всю сумму многомиллиардного проекта мы не сможем и не будем. Такие проекты должны реализовываться в значительной мере за счет собственных средств инвесторов. Кстати, еще одно существенное ограничение при получении гарантий – инвестор должен финансировать за счет собственных средств не менее 50% стоимости проекта.

«ПП»: Когда пройдет новый конкурс на размещение временно свободных бюджетных средств? В прошлом году банки не проявили большой заинтересованности в подобном конкурсе.

Александр Никонов: Наверное, более правильно будет отметить, что интерес к конкурсу на размещение временно свободных средств бюджета в прошлом году был. Банки не проявили достаточного интереса ко второму конкурсу – на обслуживание наличными средствами бюджетных учреждений, что вполне понятно, т. к. этот конкурс проводился для решения сугубо технической проблемы и не имел экономической выгоды для банков.

После внесения поправок в бюджетный кодекс, который закрепил за регионами-донорами право размещать временно свободные средства на депозитах в коммерческих банках, мы доработали положение о конкурсах. Думаю, в течение двух недель оно пройдет все необходимые согласования и в конце февраля – начале марта мы объявим конкурс. Состоится он уже в апреле.

Действительно, могу сказать, что особого интереса у финансовых структур к бюджетным деньгам сейчас нет – ощущается избыток ликвидности. В начале года мы провели аукцион РЕПО на размещение бюджетных средств (эта схема действует с апреля прошлого года и заключается в том, что город дает банкам средства под залог имеющихся у них государственных именных облигаций Петербурга). Предложенные банками процентные ставки нас не устроили, поэтому удалось разместить лишь часть средств.

«ПП»: Какой ориентировочно объем временно свободных средств может быть размещен в этом году?

Александр Никонов: В 2004 году мы разместили в операциях РЕПО и на депозитах порядка 28 млрд. руб., а средний срок размещения составил около одного месяца. Пока сложно сказать, будет сумма этого года больше или меньше. Многое зависит от того, с какой динамикой будет исполняться текущий бюджет.

«ПП»: В конкурсах теперь смогут участвовать банки из других регионов России. Получат ли местные банки какие-то бонусы?

Александр Никонов: Для нас, конечно, предпочтительно, чтобы бюджетные деньги, размещаемые в банках, работали на экономику города. Поэтому мы неохотно относимся к участию в конкурсах совершенно сторонних банков. Впрочем, банки, которые имеют головной офис в другом регионе, смогут принять участие при условии, что в Петербурге у них находится действующий филиал. Естественно, мы намерены размещать бюджетные деньги только в тех финансовых организациях, которые считаются надежными. В маленьких банках ничего размещать не будем. Относительно числа участников давать какие-то прогнозы не могу, для нас самое главное, чтобы их было не менее трех, то есть чтобы был выбор.

"До суда дело пока не доходило"  »
Юридические статьи »
Читайте также