Ставка рефинансирования стала налоговым ориентиром

После недавнего изменения законодательства по налогообложению процентов по депозитам у организаций появилась возможность выплачивать сотрудникам необлагаемую налогом зарплату через дружественный банк.

В общих чертах суть схемы состоит в следующем. Банк выдает физическому лицу кредит, предположим, 1 млн рублей под 3/4 ставки рефинансирования -- на сегодняшний день 12% годовых. Одновременно банк принимает у того же лица депозит под полную ставку рефинансирования -- 16%. Проценты по такому депозиту налогами не облагаются. Таким образом, гражданин может получать 4% годовых (с миллионного депозита -- 40 тысяч рублей в год) без всяких налогов. Кроме того, организация, воспользовавшись такой схемой, не должна платить и Единый социальный налог, ставка которого достигает 35,6% от фонда оплаты труда. Таким образом, общая экономия работника и работодателя может достигать 48,6% от выплачиваемой суммы. Из опрошенных "ДП" банкиров никто не нашел изъяна в описанной схеме увода зарплаты от налогов.

Подобные схемы выплаты зарплат были распространены в России в 90-х годах прошлого века, пока в налоговом законодательстве не появились нормы о том, что доход физических лиц по банковским вкладам облагается 35-процентным налогом в случае, если ставка по депозиту превышает 3/4 от ставки рефинансирования. Точнее, высокий налог нужно было платить с положительной разницы между реальной ставкой по депозиту и "дозволенной" ставкой, установленной налоговым законодательством.

В то же время государство перекрыло гражданам доступ к слишком дешевым кредитам, которые тоже служили одним из способов платить "серую" зарплату. Налоговый закон установил, что проценты по кредиту не должны быть меньше тех же 3/4 ставки рефинансирования. Если ставка будет меньше, заемщик должен будет уплатить налог с материальной выгоды. Однако в мае Президент подписал поправки в статьи 217 и 224 части II Налогового кодекса РФ, увеличившие "разрешенный порог" доходности депозитов до полной ставки рефинансирования. При этом минимальная необлагаемая ставка по кредитам осталась прежней -- 3/4 ставки рефинансирования.

кстати

Банку России следовало бы переименовать ставку рефинансирования. Например, в учетную ставку для целей налогообложения. К налогам эта ставка имеет большее отношение, чем к рефинансированию.

В США и многих других странах местные центробанки действительно осуществляют рефинансирование коммерческих банков по установленной ставке. Изменение ставки влечет за собой изменение цены денег на финансовом рынке и таким образом оказывает довольно сильное влияние на экономику. В России же ставка рефинансирования влияет главным образом на налогообложение предприятий и граждан.

комментарий

Елена Дубинянская, ведущий консультант ЗАО "Объединенная Консалтинговая Группа":

"Ставка рефинансирования, устанавливаемая Банком России, широко применяется в налоговом законодательстве. Так, п. 4 статьи 75 НК РФ устанавливает, что пеня за каждый день просрочки уплата налога или сбора определяется в процентах от неуплаченной суммы.

При этом процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования.

Наряду с этим ставка рефинансирования определяет суммы платежей по процентам, начисляемым на сумму задолженности по налогу или сбору, при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора (статья 64 НК РФ), а также при предоставлении налогового кредита (статья 65 НК РФ).

Исходя из ставки рефинансирования рассчитываются и проценты при нарушении сроков возврата излишне уплаченных или излишне взысканных с налогоплательщиков налогов и сборов (статьи 78, 79 НК РФ) и др.

Кроме того, порядок расчета налоговой базы по ряду налогов непосредственно зависит от размера этой ставки. Так, статьей 162 НК РФ определено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента (п.п. 3 п. 1 статьи 162 НК РФ); при формировании налоговой базы по налогу на прибыль бухгалтеры также принимают в расчет ставку рефинансирования, поскольку статьей 269 НК РФ установлен порядок определения максимальной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом в целях налогообложения. Налогоплательщикам предоставлено право выбирать способ определения максимального размера процентов из двух возможных вариантов:

1. По среднему уровню процентов, начисленных по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

2. Исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза, -- по рублевым долговым обязательствам и из ставки в размере 15% -- по долговым обязательствам в иностранной валюте.

На практике большинство налогоплательщиков используют второй способ".

Александр Пирожков

Вторая попытка В Думу снова внесен законопроект о кредитных бюро  »
Юридические статьи »
Читайте также