Черные кредиты выведут на свет Новый законопроект предусматривает создание списка недобросовестных заемщиков

В Госдуме стартовала осенняя сессия, и одной из ключевых тем думских прений может стать банковское законодательство. В последнее время активно обсуждается вопрос о создании в России национальной системы кредитных бюро (архивов кредитных историй). Как заявил президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, соответствующий проект может быть запущен до конца этого года. По его словам, у АРБ уже есть договоренность со Сбербанком РФ о предоставлении им информации о недобросовестных заемщиках. Однако законодательной базы, регулирующей эту деятельность, у нас в стране пока не существует.

На сегодняшний день разработано два законопроекта о бюро кредитных историй: депутатский и подготовленный рабочей группой Минэкономразвития. Однако, как отметил первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов, проекты закона о создании кредитных бюро рассматриваются, но до практических шагов, к сожалению, путь не близкий. Полноценные кредитные бюро на базе крупных банков, по мнению А.Козлова, могут быть образованы не раньше, чем через три-четыре года. Кроме того, по словам зампредседателя банковского комитета Госдумы Владимира Тарачева, проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год, подготовленный Банком России и одобренный Правительством, не предусматривает подготовку и принятие законопроекта о кредитных бюро до 2005 года. Начать процесс по формированию бюро кредитных историй можно с создания черного списка неплательщиков. Раскрывать информацию о своих клиентах банки пока не хотят, а вот поделиться данными о недобросовестных заемщиках уже готовы.

На днях в Думу были внесены поправки к законам "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ (Банке России)", подготовленные экспертами Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам, которые предусматривают формирование черного списка заемщиков - юридических и физических лиц, допустивших неисполнение обязательств перед кредитными организациями по заключенным с ними кредитным договорам. Как отмечает один из разработчиков законопроекта В.Тарачев, компактные поправки в действующее законодательство позволяют решить "узкую" задачу. А именно, в сжатые сроки создать и запустить информационную систему, содержащую данные о должниках, которые в срок не рассчитались с банками. В соответствии с законопроектом к таким лицам относятся малые и средние предприятия, граждане, получившие кредитные карты, потребительские и ипотечные кредиты, а также залогодатели, поручители и гаранты по кредитным договорам, не исполнившие своих обязательств.

Законопроект предлагает включить в Закон "О банках и банковской деятельности" новую статью, в которой устанавливается обязанность кредитной организации сообщать Банку России о недобросовестных заемщиках. Информация предоставляется в ЦБ, если имеет место полуторамесячная задержка с исполнением обязательств и если сумма этих обязательств составляет не менее десяти тысяч рублей - для физических лиц, и не менее ста тысяч рублей - для юрлиц. В качестве основы для задания именно таких критериев взяты признаки банкротства, установленные Законом "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно законопроекту в черный список неплательщиков должник попадает тогда, когда он находится "на полпути" к возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

То есть срок неисполнения им обязательств (45 дней) по кредитному договору соответствует половине срока, предусмотренного в качестве признака банкротства (три месяца). Но, как отмечает В.Тарачев, при доработке этих предложений может быть предложен более жесткий перечень критериев для включения заемщика в черный список.

Новые требования по предоставлению информации кредитными организациями, установленные в законопроекте, дополняют нормы статьи 57 Закона "О Центральном банке РФ", согласно которым Центробанк имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученным данным. Непредставление кредитной организацией информации о недобросовестных заемщиках Банку России может повлечь отзыв банковской лицензии. Центробанк собирает и хранит эти сведения, а по запросу кредитной организации дает ответ о наличии или отсутствии конкретного лица в черном списке. В общем случае согласно статьи 77 Закона "О Центральном банке РФ" ЦБ обязан давать ответ на письменный запрос кредитной организации не позднее, чем в месячный срок со дня его получения. Однако в случае запроса, касающегося неисполнения должником обязательств по кредитному договору, законопроект устанавливает пятидневный срок ответа. Это позволит кредитной организации сократить время принятия решения о выдаче кредита. Положения законопроекта предлагается применять к кредитным договорам, заключенным после 31 декабря 2003 года. Поправки также предусматривают, что обмен информацией между кредитными организациями и ЦБ, касающейся недобросовестных заемщиков, не нарушает режима банковской тайны.

По мнению экспертов, со вступлением закона в силу своевременное представление сведений о недобросовестных заемщиках станет обязательным условием и еще одним компонентом банковской деятельности. Кроме того, принятие поправок будет способствовать повышению устойчивости банковской системы, а также приведет к снижению кредитных рисков и, как следствие, к уменьшению стоимости и увеличению доступности кредитных ресурсов. А также заложит основы для формирования в среднесрочной перспективе национальной системы кредитных бюро.

Елена Голякова

К слову

Первые кредитные бюро появились на рынке потребительского кредитования. В настоящее время в той или иной организационной форме они действуют практически во всем мире. По данным Международного фонда экономических и социальных реформ, в ряде стран, таких, как США, Бразилия, Аргентина, большинство кредитных бюро - это частные предприятия, получающие прибыль от предоставления информационных услуг. Кроме того, в этих странах действуют и несколько местных кредитных бюро, созданных торговыми палатами и ассоциациями как некоммерческие организации. В Японии и большинстве европейских стран, как правило, кредитные бюро создаются в форме частных компаний, принадлежащих консорциуму кредиторов. В Финляндии и Бельгии кредитные бюро управляются или лицензируются правительственными агентствами. Действующее в Германии кредитное бюро представляет собой объединение восьми региональных в правовом и экономическом отношении самостоятельных товариществ. В Канаде действует разветвленная система мелких местных кредитных бюро, находящихся в частных руках и непосредственно работающих с потребителями услуг по проверке кредитоспособности. Информация о финансовом положении частных лиц и организаций поступает в информационную сеть системы местных кредитных бюро примерно от 250 компаний, которые, в свою очередь, являются ее активными пользователями. В их числе банки, кредитные союзы, телефонные, лизинговые компании, крупные универсамы, оптовые поставщики и т.д. Также собирается информация о задолженностях по налогам, денежным искам. Зарегистрированный в местном кредитном бюро пользователь имеет возможность с помощью выданных ему компьютерных кодов и пароля практически мгновенно получить необходимую ему информацию.

Эксперты отвечают предпринимателям

- Может ли организация, имеющая обособленные подразделения в другом городе, перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года?

- В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Согласно статье 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца). Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиалов и представительств и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

- Индивидуальный предприниматель с 1 января 2002 года работал на ЕНВД (патент), с 1 февраля 2002-го получил освобождение от обязанностей налогоплательщика по НДС (ст. 145 НК). Вправе ли налоговая инспекция отказать в переходе на упрощенное налогообложение с 1.01.2003 года на том основании, что освобождение от НДС заканчивается лишь 1.02.2003 г.? Вправе ли налоговая инспекция ставить условием перехода на упрощенное налогообложение уплату НДС за истекшие 11 месяцев? Имеет ли право ИП перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 г., если у него освобождение от уплаты НДС с 01.11.2002 г. по 31.10.2003 г.?

- В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2. Кодекса. Пунктами 2 и 3 данной статьи Кодекса установлены условия и ограничения, при несоблюдении которых налогоплательщики лишаются права на применение упрощенной системы налогообложения. Наличие у налогоплательщиков освобождения от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость главой 26.2 Кодекса к таким условиям не отнесено. В связи с этим указанные налогоплательщики вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения на общих основаниях.

Государственный советник налоговой службы РФ 2-го ранга И.М.Андреев.

Правительство решило лоббировать в ходе осенней парламентской сессии принятие основных банковских законов  »
Юридические статьи »
Читайте также