Жильцы подопытные На смену монетизации идет жилитизация

До вступления в действие нового Жилищного кодекса остается несколько дней. Разработчики нового закона утверждают, что появление самого документа и норм, в него заложенных, было продиктовано жизненной необходимостью. Те, кому надлежит претворять жилищные новшества в жизнь, робко заявляют, что многие положения кодекса "требуют обсуждения". Критики же предрекают социальные потрясения, вызванные "белыми пятнами" нового закона.

Очевидно, после 1 марта, когда новый Жилищный кодекс вступит в силу, вопросов к его разработчикам будет еще больше. Но уже сейчас можно попытаться обозначить наиболее болевые точки. Во-первых, стоит пристально присмотреться к новому порядку предоставления жилья на принципах социального найма. Понятно, что такой "пережиток" социализма, как очередь на жилье, в рыночных условиях приобретает совсем иное значение. Потому новый кодекс вводит современный критерий - "малоимущие". Но вот что интересно: напрочь отсутствует пояснение., кого следует причислять к этой социальной группе. И будет ли при классификации потенциальных нанимателей социального жилья учитываться, скажем, накопленная собственность. Таким образом, если оставить данную норму в том виде, какой она имеет на сегодняшний день, то доказать свое право на получение жилья будет архисложно. Или, наоборот, достаточно легко. Это уж как решат те структуры, на которые будет возложена реализация этого самого права.

Вторая проблема вытекает из первой. Если исходить из "стандартного" понимания термина "малоимущие", то к этой категории граждан необходимо будет отнести тех, чей совокупный доход семьи из трех человек составляет не более 8 тысяч рублей в месяц. Однако следующая группа - те, кто сможет самостоятельно купить хотя бы "минимальное" жилье - стоит от "низов" достаточно далеко. По мнению специалистов, для реализации мечты о собственном жилье все тот же совокупный месячный доход трехлицевой семьи должен составлять уже 18 тысяч рублей. Таким образом, нетрудно заметить наличие серьезного люфта между двумя рядом стоящими группами. При этом, по некоторым данным, семьи с достатком от 10 до 18 тысяч рублей в месяц составляют в настоящее время 40 - 47 процентов от общего числа. Причем рассчитывать на ипотечное кредитование они также не могут все по тому же "доходному" критерию. Если же их отнести к категории "малоимущих", то это станет просто непосильной ношей для бюджета. Так, по мнению скептиков,даже при самом жестком отсеве претендующих на социальное жилье, очередь уже сейчас растянется на 100 лет вперед. В общем, почти половина наших сограждан в жилищном вопросе повиснет "между небом и землей". Вряд ли для этого стоило затевать реформу жилищного законодательства.

Также не смогли эксперты обнаружить в новом кодексе и какого-либо упоминания такой былой нормы, как "первоочередное предоставление жилья". Претендовать на избранность теперь смогут только так называемые "аварийщики", то есть граждане, жилища которых пребывают в плачевном состоянии и требуют немедленного расселения.

Но проблема состоит в том, что классифицировать очередников все же придется. И если этого не сделать законодательно, то сию функцию возьмут на себя непосредственные исполнители - чиновники. Иначе говоря, создается широкое поле для коррупции. Потому как именно те, кто будет распределять социальное жилье, оценивая каждого конкретного просителя "на глазок", и будут самостоятельно восполнять пробелы нового Жилищного кодекса. Естественно, в меру своего понимания и сил.

Сомнительно выглядит и закрепленная новым законом норма об изъятии жилья для государственных и муниципальных нужд. Дело в том, что, как отмечают наблюдатели, само понятие этих самых "нужд" нигде в кодексе не прописано! Таким образом, в этом направлении также заложены предпосылки для огромных злоупотреблений. Так, например, используя мотивировку госнужд, у собственника может быть принудительно выкуплено жилье по фиксированной цене. Причем, что особенно интересно, сам собственник не сможет даже в судебном порядке требовать "выкупную цену".

Вряд ли поверишь, что при таком недальновидном законодательном умолчании не найдется чиновника, который не пожелает использовать ситуацию в интересах сугубо негосударственных нужд.

В общем, откровенные "дыры" нового Жилищного кодекса можно начинать латать уже сейчас. Необходимо только убедить в этом федеральных законодателей. Впрочем, смягчить "облагораживающее" .действие Жилищного кодекса под силу и региональным законотворцам. Существующие пробелы можно подробнейшим образом заполнить в местных законах, дабы максимально снизить тот негатив, о котором написано выше.

В целом же, если брать во внимание недавно же стартовавшую монетизацию льгот, похоже, наметилась достаточно порочная практика. А именно: сначала запуск откровенно "сырых" законов, а уж только после "обкатки на людях" спешная их корректировка, что называется, на ходу. Пора уже все-таки слугам народным быть крепкими не только "задним умом", но и, как положено, головой.

Дмитрий Кузьмин

Золушка, не ставшая принцессой  »
Юридические статьи »
Читайте также