ЖКХ толкают в рынок

12 мая в Законодательном собрании состоится второе слушание четырех законопроектов, предложенных Смольным, согласно которым в городе должна существенно вырасти плата за жилье. Почти за месяц, прошедший после первого слушания, два главных вопроса так и остались открытыми. Почему все начинается с повышения цен и где гарантии того, что качество услуг ЖКХ улучшится? Хотя сейчас вряд ли вызывает сомнение, что депутаты одобрят явно непопулярную меру, так и не добившись внятного ответа Смольного, куда пойдут деньги горожан.

Немного статистики

По данным вице-губернатора Олега Виролайнена, аварийность домов в нашем городе в два раза выше, чем по стране, а тарифы на услуги ЖКХ в два раза ниже. При этом на сегодняшний день горожане оплачивают 64 процента жилищных и 82 процента коммунальных услуг. А учитывая льготы и компенсации, эта цифра снижается до 40 процентов. Поясним, что под жилищными подразумеваются, в частности, услуги по техническому содержанию зданий, кровли, лифтов, по санитарному содержанию территорий и строений. Коммунальные - это отопление, вода, электричество. Качество и тех, и других в нашем городе явно оставляет желать лучшего, но про это речь ниже.

В результате предлагаемых правительством Петербурга повышений планируется в среднем поднять жилищные тарифы на 20 процентов, а коммунальные оставить без изменений. Это связано с тем, что доля первых составляет лишь 17 процентов от собираемых платежей, и если цены на коммунальные услуги выросли за последние годы в десятки раз, то на жилищные практически не повышались.

По словам Олега Виролайнена, уже в этом году экономический эффект от новых законопроектов составит 3,255 миллиарда рублей. Эти деньги в первую очередь пойдут на ремонт кровель, фасадов и лестничных площадок. По мнению Олега Ярвовича, именно здесь поступает больше всего нареканий от жителей. Поэтому квартплата (как раз те деньги, которые должны идти на ремонт и содержание жилых домов) повысится с 51 копейки до 2,68 рубля на 1 квадратный метр общей занимаемой площади. Помимо этого, уборка лестничных клеток подорожает с 24 копеек до 1,02 рубля. Санитарное содержание придомовой территории вырастет с 73 копеек до 1,07 рубля. Вывоз мусора - с 11,05 до 14,12 рубля.

Что это значит? По расчетам Смольного, квартплата в среднем должна увеличиться на 18-20 процентов. В абсолютных цифрах: для 1 - комнатной квартиры - на 100-150 рублей, для 2-комнатной - на 150-200 рублей, для 3-комнатной - на 250-300 рублей. При этом те, кто обладают льготами и помещаются в пределы так называемой социальной нормы площади жилья (кстати, она увеличивается с 16 до 18 квадратных метров), эти льготы сохранят, а тарифы для них вроде как не изменятся. Больше всех пострадают те, кто имеют излишки по санитарной норме или являются владельцами более одной квартиры.

Немного правды

Наверное, стоит согласиться с тем, что тарифы на жилищные услуги не повышались очень давно и не соответствуют потребностям коммунальщиков в средствах. Ясно, что из этого замкнутого круга должен быть какой-то выход.

С точки зрения Смольного он, похоже, состоит в том, что повышение тарифов приведет к качественному скачку в сфере услуг ЖКХ. Как считает один из разработчиков очередной городской жилищной реформы, заместитель председателя Комитета по жилищной политике Олег Вихтюк, горожане увидят этот скачок уже в этом году. По мнению господина Вихтюка, состоять он будет в том, что в жилищно-коммунальную сферу ринется частный бизнес. Кстати, тем самым, по рассуждениям чиновников, решится и проблема качества.

Вот только с точки зрения горожанина, думается, все должно быть несколько иначе. Не могут лестницу не только отремонтировать, но и убирать по-нормальному - в честь чего за это платить? Не смогли вовремя трубу починить, она весь дом горячей водой залила, а компенсации не выбить - так зачем вообще на квартплату тратиться? Так что абсолютно неудивительно, что задолженность по оплате услуг в сфере ЖКХ, по данным Олега Вихтюка, составляет почти три миллиарда рублей.

Кстати, предполагаемая война с неплательщиками предстоит нешуточная. Через суды будут арестовываться счета и денежные поступления, описываться имущество и тому подобное, вплоть до выселения. Специальные площадки для "перемещенных" лиц (кстати, в худшие условия) уже поручено искать жилищному комитету. При этом Олег Вихтюк с удовлетворением отмечает рост так называемой собираемости платежей. Мол, благодаря разъяснительной работе сборы увеличились с 92,4 процента в 2003 году до 93,5 процента за три месяца этого года. Чего, наверное, и следовало ожидать после усиления карательных мер против неплательщиков.

Немного будущего

Понятно, что город у нас довольно старый. По данным жилищного комитета, сейчас 10 миллионов квадратных метров - это хрущевки, еще 16 миллионов квадратных метров - здания дореволюционной постройки. В целом к ветхому и аварийному фонду официально относится около миллиона квадратных метров жилья. Требуют ремонта 20 процентов зданий и 75 процентов жилого фонда. Инженерные сети в жилых домах изношены более чем на 60 процентов. Срочно нужно заменить 4,7 миллиона квадратных метров крыш. Для того чтобы привести в порядок такое хозяйство, необходимо не менее 10 миллиардов рублей.

По словам того же Олега Вихтюка, на данный момент городу хватает средств лишь на работу по "аварийной" системе. То есть чинить то, что уже развалилось. А нужна нам, оказывается, система "планово-предупредительная": с сезонными работами, с заменой того, что могло бы, наверное, служить честно еще лет 10, но по стандартам этой замены требует. Мысль гениальная и не вызывает никаких нареканий: аварии, конечно, все равно будут случаться, но профилактика, как известно, является лучшим лечением.

Так что же медлить, если в Смольном есть понимание того, к чему город должен прийти? Если там даже разработана и принята в марте этого года целая "Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы"?

Согласно этой концепции, первый этап реформ ЖКХ рассчитан на 2004-2005 годы и должен привести "к созданию условий" для вывода этой сферы в рынок. Как гласит документ: "Для этого предполагается провести инвентаризацию имущественного комплекса отраслей городского хозяйства (включая объекты жилищного фонда), углубленный анализ технического состояния соответствующих объектов, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит организаций отрасли - естественных локальных монополистов".

Так при чем здесь рост тарифов? А это, оказывается, будет и не рост вовсе. Приведем еще одну цитату: "Механизм образования тарифов будет преобразован так, чтобы они всегда соответствовали экономически обоснованному уровню".

Так что не повышение нас ждет, а "преобразование механизма образования" ради привлекательности работы в этой сфере неких частных компаний. Городские власти старательно желают перейти от госуправления к госрегулированию. Опять же, наверное, это совсем неплохо и по-рыночному, но вот только откуда возьмутся фирмы, которые будут качественно обслуживать жилищно-коммунальные нужды населения?

Известны уже и некоторые детали того, на что собираются делать ставку разработчики жилищных реформ. В частности, в Смольном намереваются постепенно перейти к пообъектному обслуживанию зданий, возродить институт управдомов, перевести расчеты на персонифицированные счета граждан - так называемые "карты горожанина".

Несомненным достоинством персональных счетов, как считает Олег Вихтюк, является и то, что с их введением в Пушкине существенно возросла уже упоминавшаяся собираемость платежей.

NB

Для введения повышенных ставок на услуги по содержанию и ремонту жилого фонда необходимо проведение независимой экспертизы. Об этом говорится в заключении Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга. По поручению Законодательного собрания КСП оценила обоснованность изменения ставок и цен на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов

Аудиторы напоминают, что в соответствии с федеральным законом пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений может осуществляться только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание и ремонт жилья. Эта экспертиза должна проводиться в порядке, определяемом органами государственной власти Санкт-Петербурга. Такой порядок в Санкт-Петербурге до сих пор не установлен.

Для изменения цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений Комитетом по содержанию жилищного фонда был заключен договор с ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" на проведение независимой экспертизы экономического обоснования ставок и тарифов на жилищные услуги. Поданным КСП, экспертная организация была выбрана Комитетом не на конкурсной основе.

Кроме того, контрольно-счетной палатой установлено, что методы и качество проведенной ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" экспертизы не соответствуют основным принципам и методам аудита тарифов, а сама экспертиза выполнена некачественно.

Например, предлагаемые расходы на содержание лестничных клеток завышены не менее чем в 1,3 раза из-за использования в расчетах необоснованных показателей. Подлежащие ежедневной уборке площади лестничных клеток первых двух этажей (в домах от 6 до 10 этажей) в расчетах принимаются равными половине площади лестничных клеток всего дома, а в домах свыше 10 этажей - 1/3 от всей площади лестничных клеток.

Соглашаясь с объективной необходимостью повышения ставок на услуги ЖКХ, КСП отмечает, что в нарушение установленного федеральным законодательством порядка в Санкт-Петербурге цены и тарифы, то есть стоимость единицы работ по содержанию и ремонту жилья, для организаций жилищно-коммунального комплекса не установлены.

Городским властям рекомендуется разработать и утвердить нормы и правила технического обслуживания, содержания и ремонта жилого фонда в соответствии с нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Госстроем.

Правительству Санкт-Петербурга предлагается также разработать план мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг и повышение их качества.

Еще одно замечание аудиторов касается средств, собираемых с населения за эксплуатацию жилищ.

Платежи населения за жилищные услуги до 2004 года через жилищный комитет зачислялись в доходную часть бюджета по группе "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", и, соответственно, предусматривались расходы бюджета за счет указанных средств.

Начиная с 2004 года эти средства, минуя бюджет Санкт-Петербурга, зачисляются на счет жилищного комитета, а затем через ГУП ВЦКП ЖХ направляются на оплату услуг поставщиков и подрядчиков и содержание ГУ ЖА.

Однако плата за жилье государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в обязательном порядке должна поступать собственнику жилья - Санкт-Петербургу и отражаться в доходах бюджета Санкт-Петербурга.

КСП приходит к выводу, что повышение платы за жилье должно сопровождаться обязательным в соответствии с требованиями федерального законодательства включением в доходную часть бюджета платежей населения за содержание и наем жилья и, соответственно, в расходную - расходов на эти цели. Соблюдение этих требований позволит осуществлять контроль за расходованием данных средств.

Павел Тимофеев

Маневры жилкомхоза против злостных неплательщиков  »
Юридические статьи »
Читайте также