Родину лишают дна Застройщики перекраивают карту

Намывные территории -- это один из ресурсов, который активно используют строители в Северо-Западном регионе.

Однако земли приходится отвоевывать не только у морской стихии, но и у стихии правовой. Российское законодательство сильно затрудняет создание и особенно эксплуатацию новых земель.

Спорный вопрос

В процессе создания насыпных земель исчезает часть морского дна и появляется дополнительная часть суши.

"Правовой статус намывных и насыпных территорий является спорным вопросом, как и все в российском законодательстве, что касается понятия береговой зоны, -- говорит Екатерина Диже, юрист "Хедман Осборн Кларк". -- Не решен до сих пор и вопрос о том, к чьему ведомству относятся данные территории. Ранее намывные территории считались гидротехническими сооружениями. Соответственно, они не включались в земельный кадастр. Однако подобная формулировка является спорной в отношении участков вновь созданной суши, к которым и относятся намывные или насыпные территории.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

В российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. Таким образом, право собственности на намывные территории может быть оспорено. Поэтому до тех пор пока в законодательство не будут внесены изменения, возможно только менять статус намывной территории, а потом менять собственника".

Трудности перевода

В вопросе того, как именно следует переводить территории из одной категории в другую, российское законодательство немногословно.

"Намывные территории будут находиться в федеральной собственности как земли водного фонда, а после перевода в другую категорию состава земель -- как земли этой категории, -- рассказывает Михаил Меркулов, руководитель юридического департамента ЗАО "МКД". -- Однако в настоящее время ни механизма перевода земель, ни размера платы за такую процедуру для водного фонда нет. Данные вопросы урегулированы только в отношении земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Строить на насыпных территориях после перевода в другую категорию земель может прежде всего его собственник, которым первоначально в любом случае будет Российская Федерация, а впоследствии -- иной собственник. Также насыпные территории могут быть переданы под строительство на праве, отличном от права собственности".

Есть Мнение

Анатолий Цветов, заместитель директора по правовым вопросам ООО "АК "Городской центр экспертиз":

"Создание намывных территорий вызывает еще и проблемы с налогообложением и бухгалтерским учетом. Дело в том, что создание таких территорий связано с огромными затратами, в то время как нового объекта основных средств в результате этих затрат не возникает. Ведь большие суммы денег идут не на создание гидротехнических сооружений, а просто на видоизменение участка земли".

факты

Для того чтобы вести строительство на намывных территориях, необходимо:

- Перед фактическим созданием намывных и насыпных территорий получить согласование всех перечисленных в ст. 105 Водного кодекса РФ государственных органов на вмешательство в состояние водного объекта.

- Перевести созданные насыпные территории из состава земель водного фонда в состав земель другой категории с соблюдением установленного порядка, в частности с проведением государственной экологической экспертизы.

- Изменить границы водоохраной зоны водного объекта, исключив из ее черты насыпные территории (при этом часть насыпной территории вынужденно попадет в ее черту).

Источник: ЗАО "МКД"

Татьяна Хрылова

Кто приносит чистую прибыль причаловладельцам?  »
Юридические статьи »
Читайте также