Навстречу выборам Вариант "парламентская республика"

Два наиболее очевидных варианта решения проблемы-2008 г. - передача власти преемнику и сохранение Владимира Путина в качестве президента на третий срок - имеют очевидные недостатки. Поэтому нельзя исключить использование Кремлем такого оригинального варианта, как изменение Конституции с целью перехода от президентской республики к парламентской.

Если гора не идет к Магомету...

Поскольку президент, переизбранный на третий срок, будет выглядеть в глазах мировой общественности откровенным диктатором, Кремлю надо сделать так, чтобы Путин остался управлять страной, но при этом сама страна повернулась к Западу лицом. Иначе говоря, чтобы Путин остался у власти в той форме, которая уже будет означать демократизацию вне зависимости от конкретных персоналий, стоящих у руля. Ведь если трудно трансформировать президента и вписать его в существующую политическую систему, то можно трансформировать систему и вписать ее во властную вертикаль, увенчивающуюся Владимиром Владимировичем Путиным.

Сегодняшняя российская президентская республика выглядит откровенным анахронизмом, откровенно неевропейским государственным образованием. Особенно с учетом того, что парламент сплошь заполнен кремлевскими марионетками. В Европе принято выстраивать президентско-парламентские (или даже чисто парламентские) республики, в которых основное бремя власти лежит на депутатах правящей партии (коалиции), формирующих правительство по итогам выборов. Фактически не отличаются от таких республик и конституционные монархии, в которых премьер - это всё, а король - ничто (естественно, только в политическом смысле).

В ряде восточно-европейских стран, где сразу после падения коммунистических режимов возникли президентские республики, некоторое время спустя законодательство пересмотрели, власть президента ограничили и перешли к парламентскому правлению. Эволюция такого рода имела место в Польше, в Хорватии, а после оранжевой революции она происходит и в Украине. Без сближения с европейской политической моделью любой стране трудно надеяться на реальное сближение в экономической и социальной областях с Европой.

Таким образом, нынешняя Россия не может сделать более угодного европейцам шага, чем ликвидация авторитарной президентской системы. Нельзя, конечно, сказать, что сама по себе президентская модель недемократична. В США, например, ее целесообразность мало у кого вызывает сомнения, да и в быстро демократизирующейся Латинской Америке эта модель пока сохраняется. Однако мнение Европы для России все же является определяющим.

Именно с Европой у нас существуют наиболее тесные экономические, политические и культурные связи. Именно Европа может, в конечном счете, оправдать Путина, даже несмотря на тот авторитарный тупик, в который он себя загнал.

Гром победы, раздавайся, веселись, единоросс

При реализации варианта "парламентская республика" центр тяжести политических решений окажется перенесен с 2008 г. на конец 2007 г., т.е. на тот момент, когда у нас должны состояться очередные выборы в Думу. При этом заранее потребуется произвести соответствующие изменения в Конституции. Они наверняка не вызовут сопротивления ни у сторонников Кремля, ни у его противников. Первые осознают их необходимость для стабилизации правящего режима, а вторые, выступая с демократических позиций, так или иначе вынуждены будут поддержать укрепление парламентаризма по-путински.

Путин, наконец, лично возглавит партию, которой предстоит быть правящей. Скорее всего, ею окажется "Единая Россия", поскольку за оставшееся до выборов время вряд ли существенным образом изменятся симпатии электората. Впрочем, на тот случай, если они все же изменятся, в кремлевской администрации сейчас проводится соответствующая работа. Выстраивается аморфное и пока не очень понятное движение "Наши". В зависимости от того, как повернется дело, "нашисты" могут либо влиться в ряды единороссов, укрепив их молодежные тылы, либо же, напротив, стать альтернативой "ЕдРу".

Как бы то ни было, кремлевские ставленники победят на выборах, и лидер партии, т.е. все тот же Путин В.В., станет премьер-министром. Новое правительство придется сформировать из парламентариев - членов правящей партии. Скорее всего, при этом значение старых кадров "Единой России" несколько повысится, но вообще-то полная перетряска кабинета вряд ли произойдет: нынешние министры и руководители кремлевской администрации заранее вступят в "ЕдРо" вместе со своим шефом под бурные аплодисменты рядовых членов.

Повышение роли парламента автоматически понизит значение президентского поста. Его займет кто-то из путинских друзей или кто-то из верных "андроидов", выполняющих сегодня представительские функции в парламенте. Естественно, президента изберут на заседании Думы и утвердят в Совете Федерации. Соответственно, никаких выборов 2008 г. вообще не будет. Зато не исключено, что произойдет переезд президентского офиса в Петербург. И нам приятно, и для власти не ущербно: какая разница, где держать "андроида"?

Реализация варианта "парламентская республика" решит не только неразрешимую для варианта "третий срок" проблему легитимации бесконечного путинского правления в глазах мировой общественности, но также и неразрешимую для варианта "преемник" проблему сохранения равновесия между кремлевскими группировками. Старый добрый ВВП по-прежнему останется у власти, а потому все его чада, домочадцы и лица, близкие к телу, будут знать, что вылизывать, чего ожидать и какие ритуалы исполнять, дабы не вылететь из обоймы.

Как удержать вожжи?

Не исключено, что Кремль уже готовится к реализации данного варианта. Переход от мажоритарной к пропорциональной системе выборов, при которой всякий нелояльный начальству депутат может быть наказан, делает правящую партию более контролируемой из центра. Это важно особенно в том случае, когда парламент из ширмы превращается в реальный орган управления.

Не дай Бог - бунт на корабле. В этом случае великий кормчий сразу должен иметь возможность провести зачистку партийных рядов.

Еще один пример такого же рода - переход к "парламентской модели" назначения губернаторов. Скорее всего, не были случайностью брошенные Путиным слова о необходимости предлагать законодательным собраниям субъектов федерации для утверждения губернатором кандидатуру представителя партии, победившей в регионе на выборах. По сути, это есть не что иное, как опробование будущей всероссийской модели управления на местах. Пусть народ попривыкнет.

Впрочем, наивно было бы полагать, будто вариант "парламентская республика" имеет для Кремля лишь одни достоинства. У этой вывешенной на путинской груди "медали" тоже есть оборотная сторона.

Как ни подстилай соломку, падать с премьерского кресла больнее, нежели с президентского. Парламент в парламентской республике никогда не может быть только лишь сборищем марионеток. Авторитарному лидеру гораздо проще манипулировать всем народом раз в четыре года, чем одними лишь народными избранниками постоянно. Люди это ушлые - выгоды своей не упустят. Как только отец народов даст слабину, сразу его слопают и не станут дожидаться очередных выборов. Поэтому в правящей партии, если она хочет долго править, всё должно быть основано на консенсусе элит, а никак не на жесткой диктатуре одной из группировок.

Мировой истории известны парламентские модели, при которых на протяжении десятилетий у власти остается одна и та же партия, хотя все демократические принципы в стране соблюдаются. Самые яркие примеры - это Япония и Италия после Второй мировой войны. В Японии система до сих пор держится на консенсусе ведущих кланов, образующих либерально-демократическую партию, а в Италии, где клановая система оказалась разрушена еще до войны, правление христианских демократов сопровождали бесконечные кризисы кабинетов и министерская чехарда. В итоге к 90-м гг. ХХ века итальянская модель трансформировалась.

У нас в России вариант "парламентская республика" оказывается вполне эффективен с точки зрения достижения краткосрочных целей, если, конечно, в Кремле к 2007 г. не будет явно доминировать одна из группировок. В парламентской республике группировки окажутся вынуждены удерживать консенсус. Любой зарвавшийся премьер будет получать по голове от своих же однопартийцев.

Но в долгосрочном плане это есть не что иное, как вариант перехода от авторитарной путинской системы к демократии, при которой противоречия внутри правящей элиты, в конце концов, заложат основы реальной многопартийности. Правда, этот переход, скорее всего, растянется на десятилетия, а потому нынешние обитатели Кремля о будущем выходе системы из-под контроля могут даже не задумываться.

Дмитрий Травин

Навстречу выборам Вариант "третий срок"  »
Юридические статьи »
Читайте также