Система власти должна быть эффективной Вчера глава государства отвечал на вопросы трех национальных телеканалов.

Президентское интервью, что называется, попало в точку, да и не могло не попасть - естественно, что главным вопросом, волновавшим не только маститых интервьюеров, но и все российское общество, стал вопрос об изменении системы выборов губернаторов. Так что вчерашний "выход" Владимира Путина в российский эфир (а с западной прессой по аналогичным темам президент уже не раз общался) начался с самой, пожалуй, актуальной сегодня темы.

"Я уже говорил в самом начале, вот только что сказал, что для меня, как для президента, главы государства, эта система, сложившаяся за последние годы, была достаточно комфортной и, честно говоря, меньше всего хотелось ее трогать. И кроме всего прочего, конечно, я прекрасно понимаю, вчера люди шли на избирательные участки и избирали главу своего региона, а завтра им предлагают от этой системы отказаться и перейти, по сути, к системе выборщиков, избирать руководителей регионов через законодательные собрания по предложению президента. Возникает вопрос: а что, людям не доверяют избрание своего руководителя?

Конечно же, вопрос так не стоит. Вопрос - в эффективности функционирования этой системы, и, должен сказать, что сразу же, после того как я пришел в Белый дом в качестве председателя правительства России, я увидел, что эта система дает сбои в своей работе...

Сейчас у нас на слуху события в Карачаево-Черкесии. Мы видим, что там, по сути дела, кризис власти, правда, замешанный на криминальных событиях. Но этот криминал связан с переделом собственности. К сожалению, во многих наших субъектах Федерации, особенно в национальных республиках, до сих пор выборы часто идут по этническому принципу. Избирают человека не только по личным и деловым качествам. Потому что у нас нет развитого гражданского общества, к сожалению, до сих пор и нет реально функционирующей многопартийной системы, где все этнические, экономические, религиозные отношения "перемалывались" бы в одном котле и "переплавлялись" бы в одном котле.

В соответствии с 77-й статьей Конституции Российской Федерации исполнительная власть в России составляет единое целое. К сожалению, ничего подобного у нас создано не было. Система выборности, прямого избрания руководителей регионов складывалась постепенно и отчасти даже стихийно. Это вызвало к жизни другой процесс. Как только в регионах руководителей начали избирать, так на федеральном уровне власти возникла мысль - это отрезанный ломоть, мы не можем никак на них влиять, они нам не подчиняются, мы не можем ни назначить, ни снять. Мы будем строить параллельную систему исполнительных органов федеральной власти на местах. Реально это началось уже с начала 90-х годов и продолжается до сих пор...

Прежде всего, мне кажется, что несправедливо говорить о том, что при такой системе губернаторы назначаются. Я знаю очень много законодательных собраний, где, если президент будет предлагать неприемлемую для региона кандидатуру, вряд ли с этим согласятся.

Можно ли говорить о том, что губернаторы перестанут думать о региональных интересах? Не думаю, именно в силу предложенного способа формирования регионального уровня власти.

Во-первых, губернатор должен пройти через подтверждение своих полномочий или через избрание местным законодательным органом. И если руководитель исполнительной ветви власти не будет думать о проблемах своего региона, то вряд ли за него будут голосовать депутаты регионального собрания. Во-вторых, сам по себе факт избрания прямым тайным голосованием руководителя региона, к сожалению, в наших условиях пока еще не является абсолютной гарантией заботы о региональных интересах. Я только что приводил пример, когда руководители субъектов Федерации, сталкиваясь с проблемами, практически уклонялись от их решения, несмотря на то, что были избраны прямым тайным голосованием.

И наконец, еще одно, но не менее важное, а, может быть, даже особо актуальное сегодня... Связаны эти предложения с мерами по борьбе с терроризмом или нет?

Конечно да, потому что мы должны создать такую систему власти и управления в стране, которая превентивным образом не позволила бы раскачать наше общество и государство и обрушить наши государственные структуры. Мы должны создать такую систему власти, которая была бы восприимчива к региональным проблемам и кровно связана с общенациональными интересами".

Логическим продолжением темы борьбы с терроризмом стала реформа МВД. Президент убежден, что "за последние годы правоохранительная система... серьезным образом окрепла", не в пример "недавнему времени, когда она фактически находилась в состоянии паралича". Однако в этой же связи Путин упомянул о главной проблеме, которую никак не отнести к числу решенных, - коррупции, которая, как глава государства подметил в одном из своих предыдущих обращений к нации, стала национальной бедой.

"...И государство в целом, и правоохранительные органы, к сожалению, у нас еще страдают и от коррупции, и от низкой эффективности своей деятельности. И здесь много направлений совершенствования этой деятельности. Одно из них заключается в том, чтобы избавить правоохранительные органы от несвойственных им функций. Меньше нужно вмешиваться в экономику, начиная с самого низкого уровня - не шастать по ларькам и не набивать карманы мелкими купюрами и бутылками и кончая самым высоким уровнем, где счет идет уже на сотни, десятки тысяч, может быть, и миллионы. Нужно заниматься правоохранением, защищать граждан от покушения на их жизнь, здоровье, обеспечивать безопасность государства. Вот по этому пути, думаю, мы и будем двигаться, параллельно, конечно, повышая и материальный уровень и занимаясь техническим переоснащением этих служб.

Вместе с тем, без всяких сомнений, нужно подумать не только о функциях правоохранительных органов, но и о том, чтобы их возможности использовались во благо людей, а не против них, так, чтобы наши граждане не боялись выйти на улицу. Непонятно, кого они больше боятся: то ли правоохранителей, то ли преступников. Вот такое положение абсолютно нетерпимо. Эта работа связана, конечно, и с необходимостью кадрового укрепления органов безопасности, МВД и других органов правоохранительной системы".

Но в любом случае, констатировал президент, продолжая тему изменения системы выборов, "из Москвы и даже крупного регионального центра не дотянуться до решения всех стоящих на местах проблем". В этой связи глава государства в очередной раз подчеркнул важность формирования эффективной системы вертикали власти, особая роль в которой отводится органам МСУ.

"Муниципальная власть - это все-таки такая власть, до которой человек может дотянуться рукой. Если он своего муниципального руководителя видит только на экране телевизора, если тот корчит из себя крупного политического деятеля современности, то ничего хорошего из этого не получается. Власть любого уровня должна быть ответственной. К сожалению, у нас пока этого в полной мере не произошло. Необходимо пройти и период взросления вот этого муниципального уровня власти. Я прекрасно помню время и ситуации, когда у нас были проблемы с отоплением, скажем, на Дальнем Востоке и когда один из наших коллег-министров поехал туда, заместитель губернатора говорит: "Нет, давай туда не будем ездить, иначе нас там поколотят, побьют". А руководителя муниципалитета просто как ветром сдуло. Как только начались проблемы, он просто исчез. И это не единичный случай. Хотя это, казалось бы, избранный человек, человек, который должен нести ответственность перед своими избирателями. Но в полной мере до сих пор у нас это не функционирует. Целиком и полностью лишать властных полномочий муниципалитеты считаю неправильным, ошибочным шагом. Но, разумеется, эта власть должна быть сбалансирована. И там, где эффективно социальные вопросы могут решаться с регионального уровня, там нужно найти такие инструменты, которые позволяли бы это делать".

Вторым, пожалуй, по актуальности вопросом после "губернаторского" является проблема выборов в Госдуму. По мнению Путина, избрание в представительные органы страны "никак не связано с партийной принадлежностью избирателей" и никакого противоречия в предлагаемых реформах нет.

"Почему мы предлагаем перейти к избранию по партийным спискам? Я уже говорил в самом начале нашей беседы, что одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, это отсутствие развитого гражданского общества и многопартийной системы. И пока этого нет, выборы всегда будут идти между людьми приятными, менее приятными, более приятными, но не между идеями и политическими взглядами.

Нужно, чтобы все, кто хочет заниматься политической деятельностью в стране, делали это не как-то закулисно и не камуфлировали бы свою деятельность религиозными либо этническими соображениями, а проводили бы ее через легальные политические объединения, через политические партии. Они должны быть значимыми, сильными и влиятельными как на региональном, так и на общенациональном уровне. Поэтому и предлагается, чтобы все, кто хочет заниматься политикой, избирались по партийным спискам и говорили о том, что они поддерживают и разделяют те или другие идеи. Это первое.

Второе. Конечно, люди, которые избираются по одномандатным округам, они приличные люди, если за них голосуют избиратели. Они симпатичные и приятные во всех отношениях, но они не могут сами ничего решить. Депутат, избранный по одномандатному округу, для того чтобы провести ту или иную идею, должен обязательно примкнуть в парламенте к какой-то политической или партийной группе. Чего бы ни обещал своим избирателям кандидат, избирающийся по одномандатному округу, он ничего не может решить в одиночку. Если так, то пускай сразу скажет, к какой политической группе и к какой партии он примкнет до того, как его изберут".

Что касается верхней палаты российского парламента, то президент не исключает возможности изменений и в способе формирования Совета федерации. "...Если мы реализуем вторую часть статьи 77-й Конституции РФ, если создадим реальное единство исполнительных органов власти в стране, то для решения общенациональных задач, таких как война и мир, границы между субъектами РФ, использование войск за границей, участие наших Вооруженных сил в миротворческих операциях за границей, а также для решения вопросов, связанных с бюджетом, с утверждением бюджета. Для решения этих вопросов, на мой взгляд, вполне было бы обоснованно вернуть руководителей регионов и руководителей законодательных собраний в верхнюю палату парламента. Но текущую работу все-таки нужно проводить на постоянной и профессиональной основе".

Лейтмотивом же интервью стала, пожалуй, президентская оценка потенциальных угроз для становления демократии а России, связанных с вышеназванными инициативами. "Мне представляется, что в силу всего, что я сказал выше, мы вполне можем создать сбалансированную систему власти, которая не нарушает принципов демократического устройства общества. Граждане будут и дальше влиять на формирование регионального уровня управления. Но этот уровень управления будет чувствовать свою ответственность за решение и общенациональных задач. И от этого все мы должны выиграть, потому что мне представляется, что такая система организации власти позволит лучше решать проблемы, перед которыми стоит страна...

Я негативно отношусь к изменению Конституции и в ближайшее время, и в среднесрочной перспективе, потому что это документ, который лежит в основе нашей государственности, он позволяет нам сформировать органы власти и управления таким образом, который мы считаем целесообразным, но в то же время создает определенные рамки и ограничения, связанные как раз с соблюдением принципов демократии. И, на мой взгляд, это очень важно. В Конституции заложены основополагающие принципы существования нового российского государства, мы должны дорожить этими принципами, относиться к ним очень бережно".

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон  »
Юридические статьи »
Читайте также