Контрольный просчет

Недавно сопредседатель демократической фракции (СПС + «Яблоко») в ЗакСе Петербурга Игорь Артемьев подготовил поправки к документу «О внесении изменений и дополнений к закону «О Контрольно-счетной палате Петербурга».

Согласно им КСП из структурного подразделения городского парламента должна превратиться в государственное учреждение. И кроме того, стать юридическим лицом, подведомственным ЗакСу, а ее председатель — директором нового органа. Уже больше года продолжаются споры по поводу палаты. Но, как оказалось, поправки не соответствуют федеральному законодательству. И сейчас менять свой статус КСП не собирается.

В июне 2001 года Дмитрий Буренин абсолютным большинством голосов депутатов ЗакСа был избран председателем КСП Петербурга.

Бюджетный вопрос

В первую очередь он заявил, что «в новой должности намерен приложить максимум усилий для того, чтобы помочь некоторым чиновникам избавиться от пагубной привычки путать собственный карман с бюджетом города». Возможно, именно по этой причине у него быстро испортились отношения как с депутатами, так и со Смольным. В июне 2002 года глава КСП подал заявление в правоохранительные органы, утверждая, что ему угрожают и требуют добровольно покинуть пост. Назвать своих недоброжелателей Дмитрий Буренин не пожелал.

Личный мотив

Между тем было известно, что у него крайне напряженные отношения со спикером парламента прошлого созыва Сергеем Тарасовым. Председатель ЗакСа неоднократно заявлял: «Дмитрий Буренин не соответствует занимаемой должности государственной службы Петербурга». Господин Тарасов пытался уволить руководителя КСП (входящей в структуру ЗакСа), но главный контролер упорно отказывался проходить аттестацию. Основные претензии, выдвинутые спикером, – нарушение сроков исполнения текущего плана КСП, предоставления отчета о деятельности и проведения экспертиз финансовых документов, а также систематическое игнорирование совещаний Совета фракций депутатов и руководителей структурных подразделений ЗакСа, склонность «к неконструктивным конфликтам в решении служебных вопросов».

А конфликтов было немало. Осенью 2001 года КСП осуществила проверку городского комитета по здравоохранению, которая выявила нарушения в организации и финансировании закупок лекарств для петербургских льготников и ущерб в 5 млн рублей для городской казны. Итогом стало предъявление уголовного обвинения вице-губернатору Анатолию Кагану.

Контроль власти

В начале 2002 года специалисты КСП попытались проверить исполнение бюджета города в 2000 году. Через пару дней господин Буренин на заседании бюджетно-финансового комитета доложил о том, что «финансисты не дают проводить проверку, не предоставляют документы и так далее». Разразился скандал и ревизия так и не была закончена. Впрочем, те документы, которые КСП удалось все-таки получить, позволили Буренину публично заявить о нецелевом расходовании 1 млрд 200 млн рублей из средств территориального дорожного фонда, а также о нарушениях в работе с государственным долгом Петербурга и при проведении кредитной политики города. Через некоторое время было возбуждено уголовное дело в отношении вице-губернатора Виктора Кротова, руководившего комитетом финансов. Кстати, тогда и депутаты согласились с господином Бурениным и не приняли представленный администрацией города отчет об исполнении бюджета.

Независимый спор

Идея отделения КСП от ЗакСа появилась у господина Буренина еще весной 2002 года, когда он предложил превратить палату в полностью независимую структуру. Однако депутаты посчитали, что контролер своевольничает и пытается использовать КСП для политической борьбы. Результатом недовольства парламентариев и стал проект нового закона о Контрольно-счетной палате. В нем, в частности, говорилось, что КСП, безусловно, подчинена и подотчетна ЗакСу. Представителям КСП запрещалось преждевременно предавать огласке результаты своей деятельности. Законопроект отказывал контролерам в праве давать оценки политического характера, а также делать выводы о виновности или невиновности проверяемых лиц или организаций.

Господин Буренин, естественно, не мог с этим согласиться и попытался перейти в контрнаступление – начал обнародовать факты нарушения законов депутатами. И тогда у спикера Тарасова неожиданно появились сторонники не только из числа просмольнинских депутатов. Действиями КСП был весьма раздосадован и «яблочник» Игорь Артемьев, тративший свой резервный фонд на финансирование ГУ «Дом молодежи» и другие подобные проекты. КСП выявила нецелевое использование бюджетных средств: вместо центра досуга для молодежи руководство ГУ создало элитную баню.

Новый поворот

Борьба Дмитрия Буренина с нерадивыми чиновниками невольно напоминает политическую карьеру заместителя председателя Счетной палаты России Юрия Болдырева. Последний, оказавшись на высоком посту, активно пользовался своей осведомленностью в политических целях. Председатель КСП тоже имеет доступ к таким сведениям и, видимо, поэтому у него большой соблазн заниматься политикой. В декабре 2002 года господин Буренин пытался обыграть в округе №41 банкира Юрия Рыдника на выборах в ЗакС. Но и руководитель КСП и его заместитель Герман Шаляпин, состязавшийся в округе №39 со спикером Тарасовым, потерпели поражение. Уволить самого главу КСП Сергею Тарасову так и не пришлось. Жертвой противостояния пал Герман Шаляпин, возглавлявший Контрольно-счетную палату с 1995 по 2001 год. Председатель городского парламента отказался продлить с ним трудовой контракт.

Уже после ухода из города Владимира Яковлева господин Буренин решил обрести новую политическую нишу, войдя в руководство местного отделения Российской партии жизни. Но его отношений с депутатами и Смольным это явно не улучшило.

Комментарии

Председатель КСП Дмитрий Буренин:

— Я работаю председателем КСП уже три года и установил одну закономерность: осенью и весной у некоторых депутатов ЗакСа возникает стойкое желание реорганизовать КСП. Почему это происходит, я не знаю, но, видимо, лавры депутата Никешина, прославившегося своей борьбой с КСП и ее председателем, не дают этим парламентариям спокойно спать. Я надеюсь, что Игорь Артемьев согласовал свою позицию с лидером «Яблока» Григорием Явлинским, который очень часто говорит о борьбе с коррупцией на всех уровнях. Ведь если господин Артемьев считает, что КСП может быть государственным учреждением, а его председатель — директором, то получается, что партия «Яблоко» заявляет одно, а делает абсолютно другое.

Кроме того, господин Артемьев не учитывает мировой опыт и забывает, что международной Лимской декларацией установлены пять основных принципов деятельности контрольно-счетных органов. Один из них — принцип независимости. Наверное, для Игоря Борисовича эта декларация не авторитетна. Мы же в свою очередь надеемся, что все закончится к лету, и депутат Артемьев будет тратить силы уже на пляже.

Сейчас поправки идут вразрез с общим процессом в России: практически во всех регионах страны контрольно-счетные органы становятся все более независимыми от структур власти. Конечно, КСП должна быть подотчетна ЗакСу, но не подчинена.

Еще одна возможная причина подобных всплесков в том, что сейчас отдельные депутаты отстранены от «пирога», то есть бюджета, который раньше с удовольствием делили. Есть парламентарии, которым не терпится делать работу исполнительной власти. И в свое время, не без участия КСП, законодатели лишились пресловутой «депутатской поправки». Так что это может быть реваншистской попыткой отдельных парламентариев по отношению к КСП. Именно из-за желания взять реванш они делают такие выпады. Я же с удовольствием хочу отметить, что основная часть депутатского корпуса во главе со спикером ЗакСа Вадимом Тюльпановым оказывает большую поддержку КСП Петербурга.

Что касается возможного влияния Смольного на процесс реорганизации КСП, то очевидно, что там осталось много чиновников из прежней администрации, и из-за прихода нового губернатора Валентины Матвиенко их ментальность вряд ли изменилась. Конечно, со временем градоначальник разберется, кто трудится на благо города, а кто нет. И хочется надеяться, что чиновники, привыкшие работать бесконтрольно, покинут администрацию Петербурга.

Сопредседатель демократической фракции (СПС+ «Яблоко») в ЗакСе Петербурга Игорь Артемьев:

— Пока реорганизации КСП не будет, поскольку некоторые поправки не соответствуют федеральному законодательству. Такое заключение дал юридический отдел, поэтому они отклонены. КСП в ее нынешнем виде осталось работать год. В дальнейшем ее статус может измениться. А что конкретно будет с палатой, я не могу сказать. И почему ее нужно реорганизовывать, я не знаю. У меня к работе КСП претензий нет.

Совет Госдумы рассмотрит проект программы законодательной работы нижней палаты в осеннюю сессию  »
Юридические статьи »
Читайте также