Отдел приватов Стать собственником жилья не просто и не дешево

В агентствах по приватизации жилищного фонда Петербурга настоящий ажиотаж. Такого наплыва посетителей они не переживали за все 13 лет своей деятельности. Люди стекаются к дверям агентств задолго до их открытия и, тем не менее, далеко не все за восьмичасовой рабочий день успевают оформить необходимый пакет документов. Причиной резкого возрастания числа желающих стать собственниками жилья стали некоторые положения нового Жилищного кодекса. И в первую очередь то, которое ограничивает возможность бесплатной приватизации жилья сроком до 1 января 2007 года. Оно поколебало намерение оставаться квартиросъемщиком тех, кто относился к приватизации скептически, и даже ярых ее противников. Ведь далеко не у каждого найдутся через полтора года средства, чтобы приватизировать квартиру за ее полную стоимость.

Расплата по тарифам

Так называемая "бесплатная" приватизация имеет сегодня довольно значительную цену, хотя, конечно, она не сравнима со стоимостью недвижимости. Причем "приватизационные сборы" потихоньку растут. Получившие жилье в собственность до конца 2004 года несколько выиграли по сравнению с теми, кто занялся этим в 2005 году. Теперь к оплате услуг по оформлению документации районными агентствами по приватизации жилищного фонда добавилась государственная пошлина - 500 рублей за регистрацию прав собственности в Федеральной регистрационной службе. Раньше регистрационные сборы составляли 100 рублей.

Усложнился и сам процесс уплаты. Если сразу после введения в действие закона о регистрации плату за нее имели право принимать для передачи в ГБР приватизационные агентства, то теперь участнику приватизации нужно самому перечислить эти средства на специальный счет. Но пошлина хотя бы величина постоянная для любого приватизируемого объекта. А вот за оформление документации разные районные приватизационные агентства взимают от 590 до 850 рублей. Тарифы директор каждого агентства, являющегося хозрасчетной структурой, рассчитывает самостоятельно, исходя из экономического обоснования, утверждаемого главой муниципального образования. Условия существования агентств равными не назовешь. Одни соседствуют в комфортабельных зданиях с районной администрацией, другие ютятся в небольших помещениях старых домов. Соответственно, разнится и коэффициент аренды. Взимаемые с клиентов "излишки" идут на покрытие расходов агентств. С точки зрения их руководства - это оправданный шаг.

Те, кто желает поторопиться со вступлением в частное владение, могут за определенную сумму ускорить процесс оформления документов. Его официальный срок - два месяца - можно сократить до 2 - 3 дней. В этом случае ценовая "вилка" составляет 6,5 - 7 тысяч рублей. Оформить документы за неделю можно за 3,5 - 4 тысячи рублей, за две недели - за 1,8 - 2,5 тысячи рублей. Короче говоря, не хочешь стоять в очереди - плати.

Доля претендентов на ускоренную приватизацию на сегодня составляет 5-10 процентов. Правда, не исключено, что в 2006 году их количество может резко возрасти, когда люди будут волноваться, что не смогут пройти все инстанции в установленные сроки.

Но если лишние траты на ускоренную приватизацию как-то обоснованы, то оплата регистрации жилых помещений, находившихся ранее на балансе ведомств, из кармана граждан за немалую сумму (с 1 января она составляет 7,7 тысячи рублей при сроке 30 дней) просто вызывает недоумение. Ведомства, обязанные заниматься этим сами, переложили все тяготы на плечи жильцов, ссылаясь на то, что они не могут пойти на такие материальные затраты.

Держись за хвост

Как правило, в агентстве по приватизации ежедневно скапливается толпа от 60 до 100 человек, успешно сдать документы удается от силы половине из них. Остальных отсылают обратно на оформление разных дополнительных справок. Это тоже одна из причин стремительно разрастающихся очередей. Люди вынуждены зачастую подносить новые документы и заново становиться в хвост очереди. И их трудно обвинить в нерадивости, потому что в каждом отдельном случае необходим свой комплект документов, а их количество может доходить до двух-трех десятков.

В настоящее время многострадальные приватизаторы своего жилья должны отстоять как минимум три очереди только в агентстве. Одну - чтобы сдать документы, другую - чтобы подписать договор на приватизацию и третью - с целью получить документацию после регистрации. Еще пару очередей им предстоит пройти в Проектно-инвентаризационных бюро, где оформляется технический паспорт на помещение.

Кстати, вот еще одна причина задержки сроков приватизации, ведь ПИБы требуют на его изготовление месяц, хотя это просто примитивный чертеж планировки квартиры. Очередь на подписание договоров по приватизации в некоторых районах расписана до конца 2005 года, а в ряде из них - "перешагивает" в март-апрель 2006 года. Что же ждет тех, кто не уложится в сроки, предусмотренные новым Жилищным кодексом?

Боязнь не успеть приватизировать свое жилье порождает у многих поистине панические настроения. Впрочем, анализ ситуации по районам показал, что она далеко не везде выглядит безвыходной. Как правило, довольно благополучно обстоят дела в центральных районах. Например, по словам директора агентства по приватизации жилищного фонда Петроградского района Владимира Савурова, здесь даже не ведется запись на прием к инспекторам. Все желающие в течение дня к ним попадают. Господин Савуров пребывает в уверенности, что до начала 2007 года в районе оформить жилье в собственность смогут все, кто к этому стремится.

Есть опасения, что могут опоздать с приватизацией некоторые жители "спальных" районов, где численность населения значительно больше, чем в центре. К тому же многие квартиросъемщики "хрущевок" тянули с приватизацией, надеясь на расселение или считая, что в ней нет необходимости при небольшой ценности квартир.

Руководители приватизационных агентств могли бы при желании снять опасное напряжение, увеличив пропускную способность своих учреждений. Выходом из тупиковой ситуации может стать увеличение времени приема граждан, переход на двухсменную работу, открытие филиалов в помещениях паспортных служб. Но не каждое агентство идет на это. Ведь нового сотрудника надо обучить, предоставить ему рабочее место, оборудование, обеспечить заработной платой.

Ясно, но не солнечно

Во многом сложная ситуация с приватизацией порождена несовершенством нового Жилищного кодекса. Сегодня формулировки некоторых его пунктов нуждаются в дополнительном разъяснении.

К директору агентства по приватизации жилищного фонда Кировского района Людмиле Бибиковой ежедневно приходят более 25 посетителей, чтобы просто посоветоваться, делать ли им приватизацию. "Каждый должен решать этот вопрос самостоятельно, - считает она, - здесь есть свои плюсы и минусы". Действительно, те, кто приватизировал жилье, имеют на сегодня несомненные преимущества в том, что, например, могут прописать на свою площадь не только родственников. Они могут не бояться, что к ним в квартиру добавят подселенцев при наличии "лишнего" метража и тем самым превратят ее в коммуналку. Но при непредсказуемости нашего законотворчества можно ли быть уверенными, что спустя короткий срок налог на приватизированное жилье, который пока невелик, не станет для многих хозяев недвижимости непосильным бременем? Правда, для них останется выход - деприватизация. Эту услугу также осуществляют приватизационные агентства. Они заключают договор между владельцем жилья и администрацией района о передаче недвижимости в дар государству. Но при этом человек навсегда утрачивает право на собственность и повторную приватизацию и становится нанимателем жилья.

Надо сказать, что и работникам приватизационных агентств приходится сталкиваться с несовершенством нашего законодательства. Так, директор агентства по приватизации Василеостровского района Сергей Степанов недоумевает, как в будущем поступать с людьми, которые, выйдя из детского дома, должны получить жилье по договору соцнайма. Многие из них захотят приватизировать свою жилплощадь, но при этом станут заложниками нового Жилищного кодекса, где сказано, что жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам соцнайма, после 1 марта 2005 года не подлежат приватизации. Аналогичный вопрос возникает при получении жилья военнослужащими и другими льготными категориями граждан, а также с теми, кто проживал много лет в общежитии, которое получает теперь статус муниципального жилья.

На заметку

Минимальный комплект документов, который надо представить в агентство по приватизации жилья:

- форма N 7 (характеристика дома и квартиры);

- форма N 9 (прописанные на данной жилплощади);

- копия ордера на жилое помещение из бухгалтерии "Жилкомсервиса";

- технический паспорт квартиры из районного проектно-инвентаризационного бюро;

- справка из ГИОП (если ваш дом имеет историческую ценность).

Кстати

На сегодня в Петербурге приватизировано от 51% до 60% жилья.

Марина Кораблева

Юрьев день не случился  »
Юридические статьи »
Читайте также