Строителей заставят прислушаться Судьба любой стройки теперь будет решаться на общественных слушаниях

В пятницу, 26 сентября, Уставный суд Петербурга признал распоряжение администрации Петербурга, регламентирующее учет мнения жителей при реализации инвестиционных проектов, не соответствующим Уставу города. В течение ближайших 3 месяцев депутаты Законодательного собрания должны принять альтернативный закон. Вероятнее всего, он установит гораздо более жесткие рамки для девелоперов при прохождения процедуры общественных слушаний.

В начале сентября группа из шести депутатов Законодательного собрания Петербурга обратилась в городской Уставный суд с просьбой о проверке соответствия Уставу Петербурга Распоряжения губернатора города от 14 сентября 2000 г. №994-р "Об участии граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, осуществляемой при реализации инвестиционных предложений".

Довольные

По мнению депутатов, нормативное регулирование участия граждан в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности не относится к компетенции губернатора и администрации. На этом основании они просили признать оспариваемое распоряжение не соответствующим уставу и не подлежащим применению.

Цель депутатов -- не отказаться от проведения общественных слушаний, а, напротив, ужесточить процедуру их проведения путем принятия собственного закона взамен "мягкого и формального" распоряжения губернатора.

"Я очень доволен, что Уставный суд удовлетворил наш запрос и даже предусмотрел срок, в течение которого мы сумеем принять новый закон об учете общественного мнения, -- сообщил один из авторов запроса, депутат ЗС Петербурга Андрей Черных. -- В законе мы более детально предусмотрим процедуру проведения общественных слушаний и учета мнения населения". Более подробно осветить изменения, которые ждут застройщиков после принятия закона, он отказался.

Не доказали

На последнем заседании Уставного суда, 19 сентября, в качестве свидетелей были приглашены представители городской администрации -- вице-губернатор, председатель Комитета по строительству Александр Вахмистров и Олег Харченко, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, которые рассказали суду о системе учета общественного мнения в процессе подготовки инвестиционно-тендерной документации для строительства. Они уверяли суд в том, что существующая система абсолютно эффективна и не нуждается в изменении. Так, по данным Александра Вахмистрова, до 20% земельных участков в городе, предлагаемых девелоперами под застройку, не предоставляется именно по причине отрицательных результатов общественных слушаний. Тем не менее, по словам Олега Харченко, в КГА до сих пор приходит очень много жалоб от недовольных застройкой жителей.

Равный счет

Депутаты признают, что этот судебный процесс является, по сути, второй попыткой по изменению системы уплотнения застройки. Эту цель преследовал и прошлый процесс -- о необходимости включения депутатов в состав инвестиционно-тендерной комиссии. Однако тогда Уставный суд принял сторону городской администрации, ограничив участие депутатов на ИТК совещательным голосом, а решение ИТК было признано лишь рекомендацией для губернатора при принятии окончательного решения о застройке.

Неизбежность

Для инвестиционно-строительного бизнеса изменение системы согласования стройки с жителями означает в первую очередь новую волну протестов и увеличение продолжительности и стоимости реализации проектов.

Некоторые строители опасаются, что депутаты в своем варианте захотят ужесточить систему проведения общественных слушаний, то есть вернуться к идее полного отказа от строительства при несогласии собравшихся жителей (это несложно, поскольку, как известно, на общественные слушания приходят именно недовольные). Олег Кутуев, директор департамента застройки ЗАО ССМО "ЛенСпецСМУ", полагает: "Мне кажется, что существующая схема учета общественного мнения устраивает всех: городские власти, застройщиков и жителей. Конечно, не хотелось бы, чтобы новая система, установленная депутатами, стала бы искусственным барьером для строителей. По-моему, депутаты сегодня неправильно воспринимают существующую проблему городской застройки. Они должны разобраться, откуда в принципе возникает уплотнение застройки. Например, существует много земельных участков, пригодных под застройку, которые сегодня обременены правами тех компаний, которые реально не занимаются строительством, а в лучшем случае -- перепродают их. Именно по этой причине девелоперы вынуждены заниматься уплотнением существующей застройки. Если депутаты будут препятствовать уплотнению, без решения проблемы с другими пятнами строительные компании столкнутся с существенными трудностями в работе".

Договориться можно

Тем не менее девелоперы полны оптимизма. Максим Соколов, генеральный директор ЗАО "Корпорация С", рассказывает: "Мы были первой компанией, которая столкнулась с необходимостью исполнять Распоряжение №994-р, то есть проводить общественные слушания. Конечно, это бюрократическая проволочка, которая отодвигает реализацию проекта на 1-1,5 месяца. Но наш опыт показал, что даже при категорическом несогласии жителей со стройкой девелоперам удается найти компромиссный вариант решения проблемы. За 3 года отрицательный результат общественных слушаний не стал причиной отказа от реализации ни одного проекта. Нельзя учитывать интересы группы горожан, которые не соответствуют интересам развития всего города. Конечно, в центральной части города, в районе "золотого треугольника", свободных пятен под застройку практически не осталось. Но, например, на Петроградской стороне еще много участков, где видны брандмауэрные стены, и строительство зданий на этих участках хоть и будет временно причинять неудобство жителям соседних домов, но приведет к завершению архитектурного облика многих улиц".

Дарья Рыжкова

Петербургский парламент принял в новой редакции закон "Об оказании жителям Санкт-Петербурга экстренной социальной помощи".  »
Юридические статьи »
Читайте также