Беременные женщины разорят государство

С завидным упорством законодатели и руководство Фонда социального страхования не хотят признавать фактов нарушения в части размера выплат пособий по беременности и родам . Очередное письмо ФСС РФ подтвердило, что максимальный размер пособия не может превышать 11 700 руб., однако данная точка зрения легко оспаривается. Если заработок был значительным, пособие может быть гораздо выше, достигая двух третей среднего заработка. Причем справедливость должен восстанавливать не работодатель, а государство.

Письмом ФСС РФ № 02-18/05-982 "О минимальном размере пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам" до региональных отделений ФСС РФ была доведена информация о том, что в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 2003 года № 25-ФЗ "О бюджете ФСС РФ на 2003 год" минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и минимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Также сообщается, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам составляет в сумме 11 700 руб.

Однако согласно Конвенции МОТ № 103 (1952 год) "Об охране материнства" (ратифицирована Россией еще в 1956 году) размер пособия, выплачиваемого в связи с беременностью и родами, устанавливается национальным законодательством для обеспечения "надлежащего уровня жизни". Также в конвенции провозглашается, что пособия не должны составлять менее двух третей предшествовавшего заработка женщины, учитываемого с целью исчисления этих пособий. Вместе с Конвенцией № 103 была принята Рекомендация № 95, не имеющая, однако, обязательного характера для стран-участниц. Рекомендация предлагает, чтобы по мере практической осуществимости размеры денежных пособий устанавливались на более высоком уровне, чем тот, который предусмотрен в конвенции как минимальный, и составляли по возможности 100% предыдущего заработка женщины.

Кроме того, пункт 8 статьи 4 Конвенции № 103 предусматривает, что ни в коем случае работодатель не несет личной ответственности за расходы по выдаче пособий по беременности и родам, предоставляемых работающим у него женщинам.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства... устанавливаются государственные пособия…

Также в Конституции (статья 15) говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 255 Трудового кодекса РФ предоставляет женщинам право на отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Размер пособия устанавливается Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года и равен среднему заработку. Размер среднего заработка для целей исчисления пособия по беременности рассчитывается по правилам, установленным для расчета среднего заработка при исчислении пособия по временной нетрудоспособности. Порядок расчета среднего заработка устанавливается Трудовым кодексом РФ и иными нормативными актами.

Без внесения изменений в указанный выше закон, устанавливающий размер пособия по беременности и родам, предельный размер пособия по беременности и родам был установлен Федеральным законом от 11 февраля 2002 года № 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", действие которого в части установления предельного размера пособия продлено и на 2003 год. По статье 15 указанного закона максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб. Очевидно, что такое установление верхнего предела размера пособия в абсолютных цифрах безотносительно к размеру среднего заработка противоречит нормам Конвенции МОТ № 103, документа, обладающего большей юридической силой. Согласно требованиям МОТ размер пособия не может быть ниже двух третей предшествующего заработка женщины. Поскольку верхний предел заработной платы в нашей стране не установлен, следовательно, и размер пособия не может ограничиваться абсолютной цифрой.

Незаконное установление предельного размера пособия по беременности и родам породило на практике еще одну проблему. Некоторые крупные компании, осознавая незаконность и социальную необоснованность введения предельного размера пособия, продолжают выплачивать пособие по беременности и родам своим сотрудницам в размере среднего заработка, не ограничивая его верхним пределом. При этом доплата производится работодателями из собственных средств. На практике эта ситуация входит в противоречие еще с одним положением Конвенции МОТ № 103, согласно которому работодатель не несет личной ответственности за расходы по выдаче пособий по беременности и родам. С социальной точки зрения беременная женщина, являющаяся и так социально наименее защищенной фигурой в трудовой сфере, становится для работодателя, желающего действовать по закону и выполнять требования международных норм, еще менее привлекательной фигурой. Поскольку в силу международных актов он обязан заплатить ей не менее двух третей заработка в виде пособия, а государство готово компенсировать только 11 700 руб. в месяц. Однако работодатель ни в коем случае не должен отвечать за некомпетентность российского законодателя, восстанавливая справедливость за счет собственных средств.

Татьяна Жданова, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Недетский сюрприз ferrero борется с российским производителем шоколадных яиц  »
Юридические статьи »
Читайте также