Регионы уравняют в доходах

В результате реформы межбюджетных отношений доля регионов в доходах консолидированного бюджета увеличится в 2004 г. с 41% до 44% , подсчитали чиновники Минфина. Правда, сильные регионы серьезно пострадают от отмены налога с продаж и централизации налога на добычу. Минфин обещает в 2004 г. консолидированным бюджетам территорий профицит в 3,4 млрд руб. , а независимые экономисты считают, что дефицит провинции составит десятки миллиардов.

Минфин посчитал доходы и расходы регионов на 2004 г. и привел их в приложении к закону о федеральном бюджете будущего года. Доходы региональных и местных бюджетов составят 2147,6 млрд руб. (14% ВВП) , а расходы - 2144,2 млрд руб. (14% ВВП). Налоговые доходы распределятся между регионами и центром в пропорции 44/56 (в 2003 г. - 41/59). Минфин объясняет увеличение доли регионов тем, что от налоговых новаций федеральный бюджет потеряет примерно 82 млрд руб. , тогда как регионы выиграют 23 млрд руб.

Экономисты соглашаются, что в целом регионы не проиграют от перераспределения налогов. По расчетам Дмитрия Белоусова из Центра макроэкономического анализа и прогнозирования, от перераспределения регионы приобретут 0,1% ВВП (порядка 15 млрд руб. ). Отмена налога с продаж, считает он, с лихвой компенсируется ростом поступлений от акцизов, базы налога на прибыль и увеличением региональной доли в нем на 1 процентный пункт. По версии Минфина, регионы "выиграют" в следующем году 71 млрд руб. , при том что отмена налога с продаж сулит регионам потерю 62 млрд руб. Евгений Хотулев из Экономической экспертной группы (ЭЭГ) добавляет, что переданный вниз "излишек" центр частично вернет себе за счет уменьшения региональной доли налога на добычу с 20% до 5%. По его расчетам, если бы распределение налогов 2004 г. действовало в первой половине 2003 г. , доходы регионов выросли бы на 3,5 млрд руб.

Пессимистичнее оценивает ситуацию Наталья Акиндинова из Центра развития. По ее мнению, налог на прибыль будет на 44 млрд руб. меньше, чем прогнозирует Минфин, из-за чего доходы регионов будут на 39 млрд руб. меньше его прогноза. Акиндинова полагает, что дефицит консолидированного бюджета регионов составит 0,35% ВВП, или около 52 млрд руб.

"В целом компенсация регионам посчитана правильно, - полагает бывший советник премьера Михаила Касьянова, а сейчас председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Но эффект от новаций распределяется по территориям крайне неравномерно". Сильнее всего от новаций пострадают сильные регионы, активно работающие на рынке долга, тревожится гендиректор РА Standard & Poor»s Алексей Новиков. Так, Москве, Санкт-Петербургу и Московской области НСП в 2002 г. дал 7,7% , 8,5% и 10,9% доходов соответственно. А снижение региональной доли в налоге на добычу лишает Ханты-Мансийский округ 50% его налоговых доходов, Ямало-Ненецкий округ - 30% , а Татарстан и Томскую область - примерно 20%.

Больше всего Новикова тревожит то, что регионы в результате реформы теряют "гибкие доходы" (т. е. налоги, которые они могут самостоятельно устанавливать, отменять и изменять ставку). По расчетам S&P, доля таких доходов с отменой НСП уменьшится на четверть. Теперь регионы смогут полноценно управлять лишь налогом на имущество и земельным налогом. Доля гибких доходов была невелика и до отмены НСП - по оценке S&P, они составляли примерно 20% налоговых доходов регионов.

"Получается, что доходами полностью управляет центр, а ответственность за расходы остается у регионов", - констатирует руководитель Центра фискальной политики Галина Курляндская. Лучше уж тогда все налоги собирать в центр и распределять их по регионам согласно минимальным социальным стандартам, иронизирует она.

Расходы регионов в 2004 г. достигнут, по оценке Центра развития, 14,3% ВВП (в 2003 г. - 13,8% ВВП) , а доходы - 13,95% ВВП (в 2003 г. - 13,7% ВВП). Сильнее всего вырастут расходы на зарплаты бюджетникам, повышаемые с 1 октября 2003 г. По единой тарифной сетке у работников образования зарплаты увеличатся на 29% , здравоохранения - на 36% , а культуры - на 22,9% , отмечает Хотулев из ЭЭГ. "Повышая зарплаты, регионам придется снижать расходы на инвестиции", - предполагает Белоусов. "Чтобы зарплаты не превратились в еще один нефинансируемый мандат, регионам придется экономить на финансировании федеральных функций и учреждений", - отмечает Курляндская. Сейчас 67 регионов финансируют санэпиднадзор, 46 регионов - гидрометеослужбы, 37 - вузы, а 39 занимаются "мобилизационной подготовкой экономики" (т. е. оплачивают формирование запасов на случай ЧП). "Все это федеральные функции, и из-за роста расходов на зарплаты регионы не смогут их финансировать", - резюмирует Курляндская.

Борис Грозовский

Депутаты делят деньги Бюджетное финансирование Петербурга сократится  »
Юридические статьи »
Читайте также