Долговое вече Новгородские власти могут стать первыми жертвами административной реформы

Виртуальная идея введения внешнего финансового управления в регионах-должниках начинает обретать вполне конкретные контуры. Нерадивых губернаторов будут "банкротить", причем по закону.

Владимир Путин заявил, что до конца недели правительство должно рассмотреть ряд законопроектов по реформе самоуправления. В четверг эту же тему будет обсуждать Госсовет. А на днях заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак разъяснил депутатам суть предлагаемых мер по разграничению полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и местными властями. По его словам, внешнее управление нужно вводить в трех случаях: при чрезвычайных ситуациях (например, война в Чечне), в отсутствие законно избранной власти и в случаях, когда задолженность субъекта РФ превысит 30% от его бюджетных обязательств.

В последнем случае внешняя финансовая администрация вводится без прекращения полномочий избранной власти на срок не более одного года. Применять такую схему внешнего управления предполагается с 2006 года.

Первые претенденты на внешнее управление уже есть. Как заявила председатель областного комитета финансов Новгородской области Елена Солдатова, этот регион находится на грани банкротства. В ближайшие два года, по ее словам, новгородские власти должны вернуть кредиты ЕБРР и МВФ на сумму более 400 млн руб., но этих денег в бюджете области нет и не предвидится.

Не лучше обстоят дела и в других регионах. Из 89 субъектов РФ трудно найти регион, у которого не было бы долгов. Но в самом плохом положении находятся Корякский АО, долги которого составили в прошлом году 73,16% от его бюджета и Камчатская область — 43,50%.

"Обанкротить" регион позволяет и нынешний Бюджетный кодекс (БК). Вторая часть 92-й статьи БК гласит, что в случае 15% дефицита местного бюджета к региону можно применять различные санкции. Правда, пресс-секретарь вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина Геннадий Ежов заявил "Времени МН", что, хотя Бюджетный кодекс и позволяет вводить в регионах внешнее управление, конкретных механизмов реализации этого положения нет. Кроме того, Минфин, по его словам, стремится помогать регионам, а не создавать им проблемы.

Впрочем, не совсем понятен и механизм реализации административной реформы "сверху". Дело в том, что комиссия Козака предлагает посадить на одно кресло сразу двух губернаторов: одного — из Кремля, который будет ведать финансами, а другого — избранного волеизъявлением народа. Однако такая система управления регионами, фактически основанная на двоевластии, вряд ли окажется эффективной. Двоевластие, как показывает российская экономическая практика, на предприятиях всегда заканчивается конфликтом интересов. И не ждет ли в этом случае административную реформу судьба "реформы рентных платежей"? Комиссия Козака предлагала всю добываемую в России нефть сдавать государству, а нефтяным компаниям выплачивать комиссионные. Дебаты вокруг этого вопроса минувшим летом шли долго, но так и не обрели форму законов.

Решение должен принимать президент

Идея внешнего управления регионом не нова, однако своего конкретного воплощения пока не нашла. Но я полагаю, что однажды это все же случится, как только появится механизм, каким образом снять со своего поста руководителя города или региона, который не справился со своими обязанностями. Сегодня существует один способ, как это сделать, — его добровольная отставка. Но в России, к сожалению, никто не любит признаваться в своих ошибках.

Как известно, существует механизм банкротства предприятий, но регион, по сути дела, — то же самое предприятие, только гораздо больших масштабов. И такая структура по внешнему управлению вполне может быть задействована для решения этих целей. Необходимость такой системы очевидна. Многие регионы сами говорят, что они самостоятельно не способны справляться с экономической и финансовой ситуацией, и просят оказать им помощь.

Разумеется, использование такого механизма должно базироваться на принятом федеральном законе, и последнее слово должно быть за президентом. Однако пока в Госдуме я не видела подобных законопроектов. Не исключаю, что он появится в ближайшем будущем. При этом необходимо использование совершенно объективных и прозрачных методик оценки состояния дел в том или ином регионе. Они давно существуют в Минфине.

Маргарита Баржанова, депутат Государственной думы от Хабаровского края

Владимир Гурвич,

Каха Кахиани,

Татьяна Онищенко,

Магомет Яндиев

Срок реструктуризации обязательств муниципальных образований перед федеральным бюджетом определен до 1 января 2012 года.  »
Юридические статьи »
Читайте также