Петербургских предпринимателей лишают "вмененки"

С начала следующего года петербургские предприниматели, скорее всего, больше не смогут платить налог на вмененный доход. Удобную "вмененку" заменит длинный список налогов.

Дело в том, что федеральным Законом от 24.07.02 №104-ФЗ с 1 января 2003 года признается утратившим силу федеральный Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", а НК РФ дополняется главой 26_3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Новый порядок исчисления и уплаты единого налога, установленный НК РФ, существенно отличается от старого, установленного Законом Петербурга "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в силу чего этот закон с 1 января 2003 года не подлежит применению как противоречащий Налоговому кодексу.

Для плательщиков "вмененки" это означает, что с 1 января 2003 года они автоматически переходят на общий режим налогообложения и начинают платить все те платежи, от которых их избавила "вмененка" (для организаций это: налог на прибыль организаций, НДС, налог с продаж, налог на имущество предприятий и единый социальный налог, а для индивидуальных предпринимателей это: налог на доходы физических лиц, НДС, налог с продаж, налог на имущество физических лиц и единый социальный налог).

Проруха

Согласно НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов РФ. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом, также определяются законами субъектов РФ.

Следовательно, если до 1 января 2003 года на территории Петербурга не будет принят и не вступит в силу Закон о введении единого налога, местные плательщики "вмененки" столкнутся с проблемой неизбежности перехода на общий режим налогообложения.

Более 90% предпринимателей, пользующихся сегодня "вмененкой", заняты в сфере розничной торговли и общественного питания. Для них прекращение действия единого налога означает существенное увеличение налоговой нагрузки, многочисленные проблемы с отчетностью, мздоимство налоговых органов, уход в теневую экономику.

Ознакомившись с главой 26_3 НК РФ, легко подсчитать, что даже при максимальных значениях коэффициентов корректировки базовой доходности торговое предприятие с площадью торгового зала 50 м2, выплачивающее (как добросовестный налогоплательщик) зарплату работникам по ведомости, уплатит единый налог в размере не более 9-10 тысяч рублей в месяц. Для нормально работающей организации эта сумма явно не является слишком обременительной.

Иного мнения придерживаются радетели за благо предпринимателей Петербурга от чиновничества.

В разделе "Налоговая политика Петербурга на 2003 год" Пояснительной записки к проекту бюджета Петербурга на 2003 год, в частности, отмечается: "... в Петербурге в 2003 году не предусматривается введение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности... Это обусловлено тем, что его применение на условиях, установленных главой 26_3 НК РФ, приведет как к существенному ухудшению положения налогоплательщиков (возрастание налоговой нагрузки по сравнению с действующими в Петербурге условиями), так и к сокращению доходов бюджета по данному источнику (сужение сфер деятельности, изменение принципа уплаты налога с авансового на фактический)".

Такова официальная позиция губернатора по поводу введения на территории Петербурга единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с которой, впрочем, многие специалисты в бюджетно-финансовой сфере не согласны. Для таких утверждений необходимы глубоко обоснованные экономические расчеты, которых губернатор, к сожалению, в указанном документе не приводит.

Тупик

2 октября 2002 года проект Закона "О бюджете Петербурга на 2003 год" рассматривался на заседании ЗакСа. Законопроект представляли губернатор Яковлев и председатель Комитета финансов Кротов, после чего депутаты задали докладчикам ряд вопросов. В числе прочего депутатов интересовала и судьба плательщиков "вмененки".

Администрации пришлось признаться, что экономисты Смольного более чем за 3 месяца со дня внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство не успели сделать необходимые для введения единого налога расчеты. Ведь согласно ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Эти положения означают, что введение любого налога и определение порядка его расчета должны быть обоснованы всесторонними и полными экономическими расчетами.

Другая проблема, препятствующая введению "вмененки" в Петербурге, заключается в том, что на федеральном уровне отсутствуют методические рекомендации по расчету кадастровой стоимости земли в зависимости от осуществляемого на ней вида предпринимательской деятельности, а в городе отсутствует закон или какой-либо другой акт, устанавливающий целевое назначение и экономическое зонирование территорий, что препятствует определению налоговой базы единого налога, формула которой привязана к отношению кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Таким образом, городские власти оказались в тупике – по их собственному признанию, они не в состоянии разработать и принять необходимые для введения "вмененки" акты до 1 января 2003 года. Отдуваться за несостоятельность городских властей придется, как всегда, налогоплательщикам.

Cергей Кирсанов, генеральный директор ННИУ "ВНИЦ", председатель финансово-бюджетной комиссии Муниципального совета Колпино

Госдума приняла в первом чтении законопроект, уравнивающий права резидентов и нерезидентов в части вывоза иностранной валюты.  »
Юридические статьи »
Читайте также