Пост без права переписки Прав на ревизию законов рынка Олегу Вьюгину не дали

Вчера правительство выпустило долгожданное постановление, устанавливающее функции федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Их мегарегулятору финансового рынка досталось немало. Однако главной функции, позволяющей оперативно регулировать финансовый рынок – права нормотворчества,– он не получил. По мнению участников рынка, это ставит дееспособность ФСФР под вопрос.

Вчера правительство выпустило постановление #206 "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам". Документ устанавливает конкретные функции органа, на который с недавних пор возложен надзор за большинством финансовых рынков (см. справку). Таким образом, Михаил Фрадков дал "отмашку" на формирование структуры финансового мегарегулятора.

Глава ФСФР Олег Вьюгин, являющийся пока единственной штатной единицей этой службы, на протяжении последних трех недель, по его словам, "занят организационными вопросами". Он приступил к формированию команды – кресло заместителя он предложил президенту РТС Владиславу Стрельцову. По сведениям Ъ, аналогичное предложение поступило и нынешнему главе Инспекции НПФ Вячеславу Батаеву. Всего же, согласно вчерашнему постановлению, господину Вьюгину разрешено иметь до четырех заместителей.

В структуре ФСФР будет девять управлений, предельная численность которых должна составлять 301 единицу. В структуру ФСФР также попадают 800 сотрудников территориальных органов ФКЦБ. Однако, несмотря на кажущийся размах, сам глава этого ведомства Олег Вьюгин уже не считает подконтрольный ему орган мегарегулятором. Дело в том, что ФСФР не получила права нормотворчества, как ранее ожидалось. Она остается надзорным органом, без права выпуска нормативных документов и законодательных актов. При этом остальные федеральные службы, как известно, подчинены конкретным министерствам, которые и занимаются нормотворчеством. ФСФР же подконтрольна непосредственно премьер-министру, который вряд ли будет писать или даже читать разнообразные положения, приказы и распоряжения, касающиеся повседневной жизни участников рынков.

Таким образом, пока непонятно, кто будет выполнять ключевые функции госрегулирования – разрабатывать нормативно-правовую базу для финансового рынка. Между тем в ведение нового финансового регулятора попадают рынки, которые контролировались упраздненной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Минфином, Минтрудом и Министерством по антимонопольной политике. Все они ранее имели право нормотворчества, и теперь участники этих рынков находятся в недоумении относительно дееспособности нового регулятора.

"То, что ФСФР не получит законотворческих функций, ожидалось,– заявил Ъ управляющий директор компании "Атон-менеджмент" Евгений Зайцев.– Будет ли ФСФР полноценным регулятором в предложенных условиях, покажет лишь время". Но паниковать по этому поводу, по мнению участников рынка, пока рано.

Они вспоминают ситуацию с ФКЦБ, которую несколько лет назад обязали регистрировать свои нормативные документы в Минюсте. Тогда участники рынка в один голос заявляли, что это помешает ФКЦБ оперативно регулировать рынок. "Но жизнь показала, что система работала вполне оперативно. Полагаю, что так произойдет и с ФСФР,– рассуждает председатель совета директоров Объединенной депозитарной компании Александр Гордон.– Хотя по своему опыту работы в ФКЦБ могу сказать, что значительно удобнее, когда орган регулирования может быстро и оперативно изменять акты – иногда это вопрос устойчивости финансового рынка. Может возникнуть ситуация, когда потребуются срочные решения. А если «догнать» рынок невозможно, такое регулирование бессмысленно".

Ъ будет следить за развитием событий.

Что такое Федеральная служба по финансовым рынкам

Из постановления правительства #206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам"

1. Установить, что Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства РФ.

2. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

3. Передать Федеральной службе по финансовым рынкам территориальные органы упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

4. Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

5. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет:

обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в сфере своей компетенции и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании;

разработку в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

организацию исследований по вопросам развития финансовых рынков.

Олег Вьюгин: нормотворческих функций у ФСФР пока нет, но это не означает, что их не будет

– Когда вас назначили главой ФСФР, вы заявили, что намерены начать работу с ревизии деятельности ФКЦБ. В чем она будет заключаться?

– Ну не совсем с ревизии. Просто среди нормативных актов, выпущенных ФКЦБ, есть удачные и не совсем. Например, постановления "Об организаторах торгов", об обязательности периодического обучения аттестованных специалистов компаний вызывают у меня неоднозначную реакцию. Есть требование об обязательности услуг финансовых консультантов – идут дискуссии, действительно ли необходима в обязательном порядке подпись финконсультанта под проспектом эмиссий при публичном размещении. Как известно, депутаты предлагают отменить эту норму. По всем этим вопросам окончательного мнения пока не сформировалось. Может быть, сами идеи, отраженные в нормативных актах ФКЦБ, в целом верные. Однако исполнение этих идей таково, что вызывает глубокое отторжение на рынке. Возможно, целесообразно не отменять институт финансовых консультантов, а сделать их услуги добровольными. Добровольность нормы дает возможность в будущем, когда рынок будет к этому готов, вернуться к более жестким требованиям.

– ФСФР планировала получить законотворческие функции. Такие планы сохраняются?

– Есть 314-й указ президента "О системе и структуре федеральных органов власти". Согласно ему, федеральная служба может осуществлять надзор и контроль над вверенным ей сектором регулирования. В постановлении правительства, которое определяет вопросы ФСФР, законодательных функций служба напрямую также не получает. То, что мы вправе "обобщать практику применения законодательства и вносить в правительство предложения о его совершенствовании", фактически ничего не означает. Нормотворческих функций у ФСФР пока нет, но это не означает, что их не будет. ФСФР работает с проектом указа президента, который наделяет службу этими функциями. Пока же, согласно действующим нормам, законотворчество остается вне полномочий федеральных служб и должно осуществляться вышестоящим министерством. Над ФСФР, как известно, министерства нет. В общем, пока законотворческий вопрос остается открытым.

– Вы уже приступили к формированию штата?

– Пока глава ФСФР – единственный штатный сотрудник службы. Официально внесена одна кандидатура на пост моего заместителя, это президент РТС Владислав Стрельцов. Что касается других вакансий, то я веду переговоры. Но, признаюсь, пока не очень активен в этом направлении. Ведь, чтобы делать людям конкретные предложения и заключать трудовые договоры, работодатель должен быть платежеспособным и хотя бы иметь счет. Ничего этого у ФСФР пока нет. Но, полагаю, в ближайшие две-три недели вопрос решится.

– ФСФР переданы функции контроля за пенсионным рынком. Раньше этим занимался Минтруд, акцентируя внимание на социальном аспекте пенсионного обеспечения. ФСФР, судя по всему, займется финансовым регулированием этого рынка?

– Полагаю, да. Нам передана функция лицензирования негосударственных пенсионных фондов, надзора за их деятельностью, а также контроль деятельности по инвестированию накопительной части государственного пенсионного фонда. Пока могу сказать одно: уверен, что надо унифицировать требования к размещению пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Однако детально рассматривать этот вопрос буду позже.

– Недавно вы заявили, что ФСФР – мегарегулятор. Высказывались мнения, что в ваших планах – объединить контроль над всеми финансовыми рынками в одном ведомстве. Пока под регулирование ФСФР не подпадают банки, страховщики и аудиторские компании. Вы намерены исправить ситуацию?

– Скажу честно, у меня нет ведомственных амбиций. Я не стремлюсь подчинить всех. Однако полагаю, что было бы полезно постепенно построить финансовое регулирование по модели развитых стран, где финансовые регуляторы находятся в обособленном положении от органов исполнительной власти. Кроме того, в условиях взаимопроникновения разных видов финансового бизнеса гораздо проще, когда надзор и контроль осуществляется единым органом. Например, финансовые холдинги, в структуре которых присутствуют банк, инвестиционная и страховая компания – одно целое. Регулироваться они должны, полагаю, как единая структура. В нашей стране виды финансового бизнеса также постепенно проникают друг в друга. Однако надзор находится в стадии становления. В связи с этим есть два-три года, чтобы надзор окреп. До этих пор он будет разным. Но позже логично было бы перейти к модели единого финансового регулятора. Пока ФСФР им не является: довольно заметные объемы активов финансового рынка находятся вне регулирования службы.

Лиза Голикова

Арбитраж Москвы подтвердил арест 2,7 млрд акций "Сибнефти" и допэмиссии ЮКОСа.  »
Юридические статьи »
Читайте также