Пикник на обочине генплана Не станут ли новые промзоны новым гетто?

Перемены неотвратимы, как землетрясение при тектонических сдвигах. Даже и без знакомства с разрабатываемым ныне Генпланом развития Санкт-Петербурга ясно, что город претерпит изрядную трансформацию. Но если оценить перспективы, уготованные разделом генплана в области промышленной политики, можно прийти к такому выводу: Петербург-2015 будет не похож на сегодняшний гораздо больше, чем хотелось бы изрядной части горожан.

В целом грядущие перемены обозначены как "деиндустриализация городских территорий". Хотя сегодня именно промышленность является той самой "дойной коровой", что обеспечивает треть поступлений в городскую казну (для сравнения: ближайшая по размеру область торговли и общепита дает лишь 13%, остальное и вовсе набирается по крохам), новая концепция отводит ей в намеченном развитии города отнюдь не лучшее место. Слово "место" здесь надо понимать буквально: речь идет о вытеснении предприятий на городскую периферию и в Ленинградскую область. К 2015 году планируется стереть на городской карте 1000 гектаров серых пятен промзоны - с предоставлением предприятиям земли на далеких окраинах и по периметру кольцевой дороги. Резонов множество, и главные из них - ужесточение государственных экологических стандартов в городской черте и рост стоимости земли в городе.

Переселение на окраину при этом будет делом сугубо добровольным.

- Когда цена земли в Петербурге возрастет до манхэттенской, промышленность просто не сможет конкурировать с банкирами и сферой высокоэффективных услуг, - поясняет президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Вахтанг Ковешников.

Иначе говоря, никто не будет целенаправленно принуждать предприятия к переезду: сама жизнь поставит их перед этой необходимостью. Различные меры воздействия типа обрезания подъездных путей (и прочее на грани, а то и за гранью допустимого) даже не потребуются.

Впрочем, то, что якобы не потребуется в будущем, практикуется уже сейчас. К примеру, на прошедшей неделе дорожно-строительная компания, соединяющая Индустриальный проспект с Шафировским, приступила к разрушению железнодорожного пути без всяких согласований с их собственником. При этом Завод слоистых пластиков не может добиться от города ни переноса ветки, ни хотя бы каких-то компенсаций.

- Бредовая ситуация, - говорит гендиректор завода Юрий Башкиров. - Город ведет строительство, при этом наносит нам ущерб, и он же выступает единственно возможным оценщиком этого ущерба...

Так что конфликтные точки, изначально заложенные в концепцию (по признанию даже самих разработчиков), уже сейчас дают о себе знать. Механизма согласования интересов нет. В таких условиях число непредсказуемых потерь и злоупотреблений может быть поистине огромным. И хотя никто не выступает против перемен по сути, - назрели, это ясно, - но вопросы о том, как далеко они зайдут, каковы будут методы их проведения, о четких и ясных правилах игры волнуют всех заинтересованных лиц. Но вопросы пока повисают в воздухе.

И это при том, что изначальный смысл любого плана - не в создании проблем, а в их предотвращении. Но, по мнению предпринимателей, разговор о промышленной политике "вместо программы поддержки стратегически важных отраслей свели к разговору о земельных участках".

"Промышленную" часть генплана нацеливают на извлечение из городских территорий максимальной прибыли. Очистить дельту и набережные от малодоходных и обширных предприятий. Создать на их месте бизнес-сити: банки, деловые центры, компактные предприятия с высокой прибылью. Вытесняемые заводы-фабрики могут разместиться на окраине. По крайней мере, те, которые вообще смогут где-либо разместиться: для многих необходимость переезда равнозначна смертному приговору. Ведь если предприятие не может окупить капитальные вложения за короткий срок, затраты автоматически означают крах. Вы можете представить демонтаж-перевозку-установку одного пятидесятитонного станка? В сорок первом году, правда, и не такие чудеса творили: громоздкое оборудование нередко буквально выламывали из цеховых корпусов, взрывая стены, а потом устанавливали на новом месте чуть ли не в чистом поле, - но тогда, как известно, была война.

- После того как будет принята эта концепция, акции многих фирм мгновенно упадут в цене, - считает президент Торгово-промышленной палаты Петербурга Владимир Катенев. - Но это забота только лишь их руководства.

Впрочем, необходимость переезда станет головной болью не только для руководства, но и для работников обреченных предприятий. Ведь "синим воротничкам" и специалистам узкого профиля светит безрадостная перспектива выбора: или срочно менять квалификацию - или тратить на дорогу к работе и домой по три-четыре часа в сутки. Или того хуже, перебираться вслед за своими заводами на выселки, в новые промышленно-жилые зоны.

Ну а радостную возможность проживания в чистом и цветущем бизнес-городе, равно как и звание петербуржца-2015, сможет получить лишь тот, кто успеет за ближайшее десятилетие обзавестись подходящим образованием, статусом и, конечно же, доходами.

Дмитрий Полянский

Городскую территорию надо использовать эффективно  »
Юридические статьи »
Читайте также