Петербургу перекрывают кислород?

Уже подписан приказ, практически лишающий Петербург его пригородной лесопарковой зоны, выполняющей, помимо рекреационной функции, и жизненно важную для огромного города роль защитного зеленого пояса и его "легких".

Но в прагматические времена решающее значение имеет ее коммерческая стоимость, оцениваемая в миллиарды долларов.

Более 70 лет назад, в 1932 году, лесопарковая зона города Ленинграда была юридически формализована постановлением Совнаркома СССР. Затем в 1943 году, в разгар самой разрушительной войны в истории человечества, входящие в ее состав леса были надежно защищены. Правительством страны им был придан статус лесов первой, наиболее охраняемой, группы, в которой категорически запрещались любые вырубки, за исключением санитарных и производимых в порядке ухода за лесом.

В дальнейшем, в 1948 году, Совет Министров СССР окончательно закрепил за ленинградским исполкомом пригородные леса. В 1949 году специальным актом они были переданы в долгосрочное пользование Управлению пригородной лесопарковой зоны исполкома города. Парклесхозы получили утвержденные лесоустроительные проекты и другие обязательные нормативно-технические документы.

В 1994 году управлявший лесопарковой зоной трест стал государственным предприятием "Лесопарк", а переименованные и потерявшие статус самостоятельных юридических лиц парклесхозы - его филиалами. В 1996 году ГП "Лесопарк" был преобразован в ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга". Принятый в 1997 году Лесной кодекс предусматривал трехзвенную иерархическую структуру управления (федеральное агентство - территориальное агентство - лесхоз), в которую коммерческая структура (ГУП), фактически управлявшая федеральной собственностью, категорически не вписывалась ни по букве, ни по духу закона. Что, впрочем, нисколько не мешает ей благополучно существовать и по сей день.

Говорят, в городской администрации предполагалось создать специализированное управление садово-паркового и лесопаркового хозяйства. Кто знает, возможно, такая структура и озаботилась бы если не оформлением прав собственности города на пригородные лесопарки, представляющие собой имущество колоссальной коммерческой стоимости и экологического значения, то хотя бы их регистрацией в КУГИ Петербурга в качестве объекта управления... Но управление не было создано, и пригородная лесопарковая зона оказалась в ведении комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. А практически брошена на произвол судьбы (в данном случае - ГУПа). Во всяком случае, работники парклесхозов утверждают, что много лет в глаза не видели каких-либо нормативных документов, вышедших из-под пера родного комитета или принятых "с его подачи"...

А как известно, свято место пусто не бывает. И сейчас образовавшимся управленческо-правовым вакуумом активно пытаются воспользоваться коммерсанты, привлеченные колоссальным бизнес-потенциалом пригородной лесопарковой зоны. Достаточно сказать, что ее территория составляет 142 тысячи гектаров (площадь всех городских парков не превышает и трех процентов этой величины), а запасы древесины оцениваются в 25 млн кубометров. Если заняться арифметикой и вспомнить, что финны закупают лес по цене около 100 долларов за кубометр, а стоимость только одной сотки земли, например, в престижном Курортном районе измеряется десятками тысяч евро, то, как говорил Аркадий Райкин, получится... "бешеные деньги". Так что проявляемый бизнесменами повышенный интерес вполне понятен. Только настораживает тот факт, что он уже не раз проявлялся в распоряжениях, подписанных губернатором Ленинградской области. И этими распоряжениями, без какого бы то ни было согласования с властями города, не только оформлялись договоры аренды участков лесного фонда на территории пригородной лесопарковой зоны Петербурга с не подведомственными городской администрации лесхозами, но и разрешалось строительство различной недвижимости.

Дальше - больше. 6 мая на свет появился приказ руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Валерия Рощупкина, в котором прямо говорится: "Включить участки лесного фонда Российской Федерации, расположенные в лесопарковой части зеленой зоны города Санкт-Петербурга... в границы участков лесного фонда, на территории которых ведение лесного хозяйства осуществляют Сосновский, Кировский и Ломоносовский лесхозы..." Разумеется, делается это "в целях улучшения ведения лесного хозяйства, охраны, защиты и воспроизводства лесов".

Причем руководитель агентства росчерком пера превратил лесной фонд первой группы (его статус может быть изменен исключительно решением правительства) в совершенно не регулируемую действующим лесным законодательством категорию лесов пригородной лесопарковой зоны, что открывает широчайший простор для деятельности коммерческих структур. Не станет открытием, если выяснится, что вышеупомянутый приказ был соответствующим образом пролоббирован...

Петербургу, как и любому современному мегаполису, пригородная лесопарковая зона жизненно необходима. И как зона отдыха, и как генератор кислорода, и как резерв дальнейшего развития, и как инструмент привлечения инвестиций. Тем более что ее статус закреплен Земельным кодексом. Какое "улучшение" ждет ее, когда до нее дорвутся областные лесхозы, где хозяйничают их арендаторы, для которых сохранение лесов, отдых горожан и экология Петербурга - отнюдь не главное, станет понятно любому, кому доведется с воздуха взглянуть на территорию, где они уже работают. Эксперты говорят, что на огромных участках теперь вместо некогда мощных сосен - лишь чахлая поросль березок да осинок...

Фактически Петербург уже потерял контроль над своей пригородной лесопарковой зоной. Единственной надеждой на исправление критической ситуации остается обращение губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, спешно (уже 11 мая) направленное министру природных ресурсов Юрию Трутневу. В нем подчеркивается, что пригородные леса были переданы ленинградскому исполкому в полном соответствии с тогда действовавшим законодательством вместе с полномочиями по управлению ими в области использования, охраны, защиты и воспроизводства леса. И эти полномочия Петербург десятилетиями (с 1948 по 2004 год) осуществлял за счет своего бюджета. С учетом особого статуса лесопарковой зоны города федерального значения губернатор просит рассмотреть вопрос о заключении специального соглашения между Рослесхозом и правительством Петербурга.

Будет ли заключено такое соглашение, пока неясно. Но очевидно, что городские власти должны использовать весь свой потенциал, чтобы не допустить низведения пригородной лесопарковой зоны Петербурга до уровня заштатной лесосеки и раздачи ее в аренду коммерсантам. И сделать это необходимо незамедлительно. По мнению специалистов, положение усугубляется пассивностью руководителя ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" Бориса Барбакадзе. Они утверждают, что только благодаря активному вмешательству губернатора Петербурга леса пригородной зоны уже не вырублены, а сама зона не поделена между лесопромышленниками.

В интересах миллионов петербуржцев и Петербурга как города федерального значения и мирового культурного центра пригородная лесопарковая зона должна быть сохранена в управлении города.

Михаил Журавлев

Петербург теряет свой зеленый наряд  »
Юридические статьи »
Читайте также