Информационный бизнес далек и от оптимизма, и от пессимизма

Российский информационный бизнес, если судить по комментариям экспертов, сегодня на распутье. Ситуация в перспективе должна измениться - к лучшему или к худшему. Ожидания положительных перемен связывают с экономическим подъемом, стимулирующим спрос, и появлением нового поколения предпринимателей, отрицательных - с политикой государства, которое в лице властных и околовластных структур в последнее время все активнее стремится доминировать на информационном рынке.

Рост медленный, но пока верный

- В современной России наиболее платежеспособный покупатель информационных услуг - это крупные компании, которые, как правило, имеют собственные аналитические структуры и получают большую часть необходимых сведений своими силами, - поясняет президент группы компаний BPS Юрий Завьялов. - Малый бизнес по определению не может позволить себе обращаться к информационно-аналитическим агентствам. Перспективный рынок - средние фирмы, однако, как показывает опыт, их руководители и хозяева обращаются за помощью лишь после того, как сами несколько раз обожгутся. Слишком силен еще фактор русского авось, кроме того, предприниматели нередко излишне полагаются на знакомства в правоохранительных органах или спецслужбах, которые есть у многих.

О том, что спрос на информационные услуги со стороны отечественного бизнеса до сих пор стимулирует, прежде всего, горький опыт, говорят практически все участники рынка.

"Есть немало примеров, когда мы вначале предлагали свои услуги и получали отказ, а потом через какое-то время несостоявшийся клиент приходил сам и просил о помощи. Примечательно, что на чужих ошибках пока никто не учится. А расширение клиентской базы в основном обеспечивают молодые предприниматели, которые думают по-другому, нежели старшее поколение", - рассказывает генеральный директор компании "Кредитреформа-СПб" Андрей Литов.

С такой оценкой согласен и Юрий Завьялов. "Разумеется, через несколько лет облик информационного рынка изменится, - утверждает он. - Новые тенденции спроса будут задавать молодые специалисты, получившие образование за рубежом, и их клиенты".

Есть и другие примеры, показывающие, что тенденции развития информационного рынка достаточно противоречивы и неоднозначны. Например, по сливам Андрея Литова, с середины 1990-х годов у некоторых петербургских информационно-аналитических компаний продажи увеличились на сотни процентов, прежде всего потому, что бизнес-сообщество мало-помалу становится более сознательным.

"Это проявляется и в отношении предпринимателей к нашей работе: если еще семь-восемь лет назад простые вопросы, никакого отношения не имеющие к коммерческой тайне, вызывали у деловых людей нервозную реакцию, то сегодня это воспринимается спокойнее", - говорит он.

Все становятся на свои места

Индикаторы реальных перемен можно увидеть в смене предпочтений клиентов как по формату информационных продуктов, которые они хотели бы получать, так и по содержанию. Прежде всего, специалисты отмечают, что в России все больше развиваются онлайновые информационные услуги при одновременном снижении спроса на традиционные печатные носители.

Современные электронные системы позволяют не только производить поиск, но и проводить аналитическую обработку данных, они более гибки в использовании, дают возможность для дистанционной работы и оперативного пополнения свежей информацией.

Одновременно формируются новые формы информационных продуктов, которых несколько лет назад еще не было. И это открывает новые возможности для российского бизнеса.

- Задачи, с которыми приходится сталкиваться информационным компаниям, постепенно меняются, - говорит Юрий Завьялов. - В середине 1990-х в основном спрос был на так называемую пробивку тех или иных компаний и частных лиц и на базовые сведения, есть ли такой человек или фирма и что из себя представляет. Сегодня больше интересуются деловой репутацией, связями, партнерами, положением на рынке. В ближайшие пять лет ни одна из известных в России западных компаний (D&B, Creditreform и т. д.) не сможет давать компетентных ответов на эти вопросы. Это не заложено в технологию их работы. 95% клиентов представительств западных информационных компаний - это зарубежные фирмы. Российские с серьезными запросами к ним практически не обращаются, понимая недостаточность сведений, которые те могут дать. Да и сами западные предприниматели понимают, что, как только речь заходит о серьезных проектах, необходимо находить источники информации другого уровня.

Мнения .представителей разных фирм подтверждают, что спрос на услуги российских информационных компаний в значительной мере стимулируется зарубежными клиентами, объем запросов которых за последние четыре года только увеличивается.

- Хочу заметить, что на Западе бизнесмены прекрасно понимают, что такое конкурентная или деловая разведка. И они прекрасно знают, у кого в России можно получить необходимую информацию, и совершенно не стесняются за ней обращаться. Не надо представлять их простаками, - комментирует Юрий Завьялов.

- Информационный бизнес в России постепенно обретает более-менее понятный облик, - полагает Андрей Литов. - Если раньше компании пытались оказывать любые услуги, то сегодня идет разделение сфер. Одни ориентируются на бизнес-справки по международным стандартам, другие - на пресс-клиппинг, маркетинговые исследования, создание электронных архивов и баз данных. Деловая разведка переходит к детективным агентствам, как это принято на Западе.

Как пояснил нам учредитель фирмы "БИНК" Василий Стебельков, по финансовой мощи представительства иностранных фирм сильнее российских коллег, что во многом объясняется устойчивым потоком заказов от головных офисов. Это, однако, не мешает отечественным компаниям сотрудничать с конкурентами, например, совместно приобретать базы данных ради сокращения расходов. Появились уже и клиенты, которые пользуются услугами сразу нескольких информационных фирм - чтобы иметь возможность для сравнения полученных данных.

И все-таки большинство участников рынка говорят, что информационный бизнес в России до сих пор находится на стадии зарождения. Например, предпринимателей из Петербурга и Ленинградской области в основном интересует информация о петербургских фирмах, хотя бизнес продвигается и в другие регионы. Василий Стебельков, например, отмечает, что спрос петербургских предприятий на информацию о партнерах или конкурентах в других регионах России остается более-менее стабильным начиная с середины 1990-х. Причину он видит в том, что количество предприятий, работающих с другими регионами, примерно одинаково: одни умирают, другие появляются, и всплеска в ближайшие годы ожидать не приходится.

Государство напрягает

Но основным фактором беспокойства для информационных компаний остаются не колебания спроса, и даже не макроэкономическая ситуация, а политика государства. Власть, единственный реальный "супертяжеловес" на информационном рынке, сегодня имеет все необходимые рычаги, чтобы изменить ситуацию как в пользу частного бизнеса, так и в ущерб ему, причем удар может быть нанесен смертельный.

В этом плане показательны ожидания закона о кредитных бюро, проект которого обсуждается уже очень давно. В том, что на информационный рынок он повлияет, сомнений нет ни у кого. Но вот каким окажется это влияние, опять же никто не берется спрогнозировать. Все зависит от сути закона.

"Проект, который разрабатывался для прошлой Думы, можно назвать демократичным, - говорит Андрей Литов. - Но есть и альтернативный вариант, согласно которому должно быть только одно бюро - при Центробанке. Что получится в итоге, никто не знает".

Естественно, появление монополиста значительно изменит расстановку сил. Ведь, как показывает зарубежный опыт, кредитные бюро относятся к числу основных потребителей информационных услуг, а в нынешней России информационные компании во многом заменяют эти пока не существующие структуры.

- Конкуренции со стороны кредитных бюро, если закон о них все-таки будет принят, мы не боимся. Скорее, появление этих фирм стимулирует спрос и приток к таким компаниям, как наша, новых клиентов. Полагаю, что, познакомившись поближе со стандартными услугами кредитных бюро, еще больше потенциальных клиентов смогут оценить реальную ценность услуг информационно-аналитических компаний. Ибо реальные потребности даже самих кредитных бюро едва ли сможет удовлетворить тот объем информации, который сегодня есть в открытом доступе, - считает Юрий Завьялов.

Таким образом, вопрос лишь в том, чтобы рынок кредитной информации не был волевым решением отдан под контроль одной-единственной структуры. О том, что такая угроза существует, говорят руководители многих компаний.

- Очевидные попытки монополизировать информационный рынок или хотя бы его отдельные сегменты, есть уже сейчас, - рассказывает Андрей Литов. - Например, доступ к базам данных ряда государственных структур, таких как налоговая инспекция или Госкомстат, ведется через посредничество коммерческих фирм. Тенденция, можно сказать, налицо.

Как говорит Василий Стебельков, российское законодательство фактически закрывает свободный доступ к тем данным, которые, по идее, должны находиться в свободном доступе. Ведь если следовать мировой практике, все сведения, которые сдаются предприятиями и организациями государственным контролирующим органам, являются открытыми. Однако в нашей стране об этом пока можно лишь мечтать.

У государства есть и другие возможности изменить расстановку сил в информационном бизнесе, например введя лицензирование на жестких условиях. Разговоры и слухи о том, что это возможно, тоже имеют место в деловом сообществе.

Владимир Хозиков

В детский сад по льготам  »
Юридические статьи »
Читайте также