Сами мы местные Президент подписал Закон "Об общих принципах местного самоуправления в РФ". Его публикует сегодня "РГ"

На первых порах, по мнению многих экспертов, самым щепетильным вопросом после вступления в силу новой редакции закона, может стать определение границ муниципальных образований. Ведь сегодня местное самоуправление есть далеко не в каждом поселке или городском районе. Но это не значит, что в конце концов страна разделится на сотни маленьких анклавов.

Общие задачи и обязанности подразумевают сотрудничество муниципалитетов, которые для их решения могут создавать совместные объединения, учреждать хозяйственные общества и другие организации. Например, для открытия автобусных маршрутов, проходящих через несколько сел или поселков, для вывоза и утилизации мусора, для организации досуга, культурных и спортивных мероприятий. Улучшение бытовых условий жителей, коммунальное обслуживание также может стать поводом для межпоселенческих объединений.

Однако жителей поселков, городов и селений, хоть немного знакомых с новой редакцией закона, волнуют совсем другие вопросы. Они уже подсчитывают, сколько новых чиновников появится на их земле. И всех их надо обеспечить зарплатой! А она у местных начальников не такая уж маленькая, порой в несколько раз превышающая среднюю зарплату в регионе. Этот вопрос в законе детально не проработан, что, впрочем, и не входит в его компетенцию. Но, как нам удалось выяснить, в дальнейшем будет принят закон об основах муниципальной службы. Он-то и сделает "зарплату чиновников сопоставимой с соответствующим уровнем власти". Одним словом, мэрам придется действовать в установленных рамках, а граждане смогут их проконтролировать.

А вот что людей должно порадовать, так это то, что благодаря новой редакции закона не будет больше так называемых недофинансированных государственных мандатов. Дело в том, что нередко принимаются законы, которые не обеспечены деньгами. Теперь любой законодательный акт будет содержать в себе все необходимые атрибуты: откуда и где возьмутся средства на его реализацию и соответственно, кто несет за это ответственность. Например, если регион принимает закон, то он же - обеспечивает его финансирование. По этой же схеме будут работать и федеральные законы. Но допустим, выделенных средств окажется все-таки недостаточно. Тогда у муниципалитета есть право обратиться в суд. А уже он установит, действительно ли денег не хватает. И вынесет решение: либо увеличить финансирование, либо муниципалитет получает право отвечать по данным обязательствам только в пределах переданной суммы. Это принципиально новая практика взаимоотношений между разными уровнями власти.

Татьяна Панина

Комментарий

- Закон, безусловно, компромиссный. Его много и часто критиковали, но в конце концов все согласились, что более чем через 10 лет после его возникновения государство надо поставить на какую-то правовую основу и развивать местное самоуправление. Совершен некий прорыв, и мы вступаем сейчас в "тестовый период": МСУ будет возникать там, где его раньше не было, и это огромная новация. А в местах, где оно существовало, ему придется встраиваться в новые стандарты и условия. Есть и такое явление, как Москва, где МСУ всегда было проблемой. Возможны разного рода конфликты, но будет приобретен и опыт. Думаю, только через год функционирования нового закона можно будет сказать, попал он в цель или нет. Никто ведь не разработал, как комиссия Козака, схему, увязанную с местными интересами и с реальными схемами финансирования. А деньги - проблема номер один: все за самоуправление, лишь бы не платить. К сожалению, сложность еще и в том, что для политических партий местное самоуправление никогда не было приоритетом - разве что лозунгом, заклинанием.

С моей точки зрения, в развитие МСУ должны включиться и политики, в первую очередь местные. Пока они не видят в этой сфере ни перспектив, ни эффективных инструментов, с чем связана и проблема низкой явки на выборы.

Марина Либоракина, Директор фонда "Институт экономики города":

- Как отмечают ряд зарубежных аналитиков, для повышения кредитных рейтингов в регионах и в муниципалитетах любое снижение финансовой независимости - это плохо. А поскольку закон предусматривает такое снижение, то перспективы привлечения на места инвестиций, жизненно важных для реконструкции ЖКХ и других целей, становятся еще более сомнительными, чем раньше. Судя по результатам недавнего исследования "Граждане оценивают местное самоуправление", проведенного группой ЦИРКОН вместе с нашим институтом, 51 процент населения разделяет конституционное положение о том, что МСУ - это форма самоорганизации населения, а 27 считают, что оно должно быть представительством государства на местах. Воля народа примерно понятна. При этом заложенные в Основном законе РФ положения об МСУ более продвинутые, чем в ряде европейских стран. Его концепцию делали как бы "на вырост". Сейчас, несмотря на все очевидные проблемы МСУ - его маломощность, нехватку ресурсов, то, что оно не стало реальной ареной для общественной инициативы, - люди продолжают в него верить. В этом отношении новый закон идет несколько вразрез с ожиданиями граждан, хотя в нем и предусмотрены меры, формально увеличивающие степень общественного представительства. Пока граждане не будут иметь возможности самим проголосовать за местный налог и на эти деньги, скажем, отремонтировать больницу или построить стадион, МСУ не станет реальной формой их самоорганизации. Впрочем, не будем торопиться с выводами. В ходе дискуссии из текста закона было многое исключено - например введение внешних администраций без судебного решения, лимиты численности и т.д. Его принятие связано с изменениями в Бюджетном и Налоговом кодексах. Посмотрим, как пойдет его воплощение в жизнь.

Вчера появилось известие о том, что распоряжением премьер-министра Михаила Касьянова при Правительстве создается новый совещательный орган - Совет по вопросам местного самоуправления (СВМС). Правда, структура эта не новая, а лишь преобразованный, действовавший с 1997 года Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве.

И основными функциями СВМС будут информационная и консультативная работа, а также разработка нормативных документов. В частности, для кабинета министров будут подготавливаться информация о ходе реформы местного самоуправления, прогнозы ее результатов, а также предложения по решению проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления. СВМС вправе также формулировать и предлагать для рассмотрения кабинетом министров поправки в проекты федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, а также предложения по подготовке и переподготовке муниципальных кадров, депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления. Кроме того, созданная структура будет участвовать в разработке и рассмотрении проектов решений Правительства по вопросам местного самоуправления и самостоятельно формулировать предложения "по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления".

Марина Либоракина, Глеб Павловский

Суд приказал вернуть ТВ-6 в эфир Недовольный зритель из села Довольное не согласен  »
Юридические статьи »
Читайте также