Малый бизнес поддержат

Впервые на обсуждение общественности вынесен проект "Концепции поддержки малого предпринимательства".

В октябре этого года, после консультаций и внесения поправок, документ будет представлен на рассмотрение правительства Петербурга.

Федеральный закон поддержки малого предпринимательства был принят еще в 1995 году. Однако уже тогда многие его положения носили декларативный характер. Этот нормативно-правовой документ юридически существует и сейчас, но фактически, по заявлению заместителя председателя КЭРППиТ Сергея Зимина, от него осталась только одна "живая" форма - фондовая поддержка малого бизнеса. Но и она себя постепенно изживает. Поэтому назрела необходимость выработки нового законодательного акта федерального значения и подобной концепции в Петербурге.

Председатель КЭРППиТ Владимир Бланк среди основных механизмов, рассматриваемых в документе, назвал следующие. Во-первых, механизм сбора налогов, который начал вырабатываться в связи с принятием единого налога на вмененный доход. Эффект от первоначальной работы налицо: c 29 тыс. плательщиков было собрано около 500 млн руб., то есть каждое предприятие заплатило 10 тыс. руб. в квартал и соответственно около 100 долларов в месяц. Во-вторых, механизм работы над городским заказом. В этой части концепции предполагается разработать целевую программу по закупкам у малого бизнеса. Владимир Бланк пообещал, что малые предприятия получат доступ и к небольшим поставкам, информация о которых будет публиковаться открыто. Среди важнейших проблем - необходимость вкладывания денег в обучение предпринимателей с целью получения максимального мультипликативного эффекта. Со ссылкой на послание губернатора Валентины Матвиенко в концепции предусмотрен механизм адресной материальной помощи предпринимателей - своеобразная защита от внешних изменений, которая в "трудные времена" поможет сохранить бизнес. В частности, предлагается система страхования рисков банков, в случае если они выдают кредиты малому бизнесу под приобретение основных средств. Сейчас 70 процентов подобных кредитов либо возвращаются не в срок, либо вообще не возвращаются. Чтобы избежать этого, в бюджет уже этого года предполагается заложить 20-25 млн руб. на страхование кредитного портфеля на сумму 2,5-3 млрд руб. Последний механизм концепции определяет доступ к ресурсам - земле, помещениям, подключение к сетям естественных монополистов, которое станет возможным благодаря принятому неделю назад постановлению правительства о совершенствовании тарифной политики.

В концепции также затрагивается проблема административных барьеров. Часть из них уже регулируется антимонопольным законодательством. Однако зачастую административные препоны, по словам Сергея Зимина, рождаются не по злому умыслу чиновников, а вследствие непонимания ими особенностей функционирования и проблем малого бизнеса. В нормативно-правовой части концепции была сделана попытка создания необходимого инструмента для отслеживания нормативных актов в городе, чтобы не допустить принятия норм ущемления малого бизнеса.

По заявлению Сергея Зимина, концепция поддержки малого предпринимательства была сформирована в том числе и с учетом переноса центра тяжести в районы и муниципальные образования. Поэтому перед районными администрациями и органами местного самоуправления разработчики поставили четкие цели. Прежде всего на них была возложена обязанность составления схем размещения предприятий малого бизнеса. Отталкиваясь от подобной схемы, руководители на местах должны рассматривать и принимать решения по вопросам доступа к земле, помещениям, подключения к сетям естественных монополистов, осуществлять контроль технических служб и работы разрешительной системы. Отдельно была подчеркнута необходимость обратной связи, особенно в части обучения предпринимателей.

Реакция на документ со стороны малого предпринимательства последовала незамедлительно. В частности, возникли нарекания о незначительности материальной помощи, которая в следующем году должна составить 50 млн руб. По мнению представителя Общественного совета по малому бизнесу при губернаторе Сергея Федорова, эта сумма весьма скромна по сравнению со средствами, выделяемыми на поддержку малых предприятий в Москве (1 млрд 560 млн) или, например, в Казахстане (360 млн руб). На подобное сравнение Владимир Бланк ответил следующим заявлением: "Денег у нас столько, сколько есть. Давайте мы себя еще с городом Лондоном сравним. Бюджет, формируемый на будущий год в параметре под 100 млрд руб., реально дефицитный. Мы сейчас еще очень бедные. И нам нужно решать первоочередные проблемы - инфраструктура и инженерное обеспечение города, на что и будет направлена большая часть бюджета".

Что касается реакции представителей органов местного самоуправления, то глава Красногвардейского района Георгий Абелев, например, в целом согласился с положениями концепции. Но при этом он заметил, что способствовать развитию малого бизнеса было бы возможно еще и путем снижения налоговых ставок в тех сферах, где они высоки, с целью привлечения туда бизнесменов. Кроме того, как считает глава районной администрации, в совершенствовании нуждается система получения грантов, чтобы они доставались не тем, кто поднаторел в этом деле, но тем, кто действительно достоин гранта и нуждается в нем.

Свои пожелания в отношении к концепции и действий администрации города в целом высказал руководитель территориального управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Петербургу и Ленинградской области Олег Коломийченко: "Кошелек малого предпринимателя - это, по сути, кошелек семьи. И когда меняются правила игры, это отражается не только на бизнесмене, но и на тех, кого он кормит. Поэтому все изменения, касающиеся поборов с малого бизнеса, должны транслироваться на несколько лет вперед и обсуждаться на Общественном совете по малому предпринимательству при губернаторе".

________________________________________

На сегодняшний день в Петербурге насчитывается 194 тыс. предприятий малого бизнеса, в том числе - около 88 тыс. индивидуальных предпринимателей. Эта сфера бизнеса рассматривается как динамично развивающаяся: прирост малых предприятий составляет 10 тыс. в квартал. 52 процента предприятий малого бизнеса открыты в сфере торговли и общественного питания, 12 процентов - в сфере производства, столько же насчитывается в строительстве и на транспорте, и только 3 процента работают в инновационной сфере, которая признана приоритетным направлением в развитии города.

Полина Тимофеева

Горзаказ и малый бизнес  »
Юридические статьи »
Читайте также