Ларечный бунт? Малый бизнес идет на баррикады, городские власти не видят причин для истерики

В конце сентября этого года городские власти решили ликвидировать торговые павильоны на остановках. Это распоряжение вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Представители малого бизнеса негодуют. Сразу же появились слухи о неких крупных фирмах и компаниях, которые мечтают занять эту нишу и развернуть свою коммерческую деятельность. Малый бизнес с притеснениями мириться не собирается. Губернатору были направлены письма с требованиями отменить распоряжение. И чтобы убедить власти в серьезности своих намерений, в ноябре коммерсанты вышли на митинги. Ситуация накалилась до предела. В народе происходящее сразу окрестили "ларечным бунтом". Мы выслушали мнения обеих сторон.

Главное - не пороть горячку!

Михаил Силинг, председатель экспертного совета Союза предпринимателей Санкт-Петербурга: "На сегодняшний день предприниматели, у которых еще не закончились сроки действия договоров, получают бумаги с предложениями об их расторжении. Люди, конечно, в панике. Для многих этот бизнес - единственное средство существования. Они не хотят остаться на улице без работы. Непонятно, на каких основаниях это делается, в соответствии с какими документами и почему эти уведомления рассылают не арендодатели, а Управление по благоустройству?"

Сейчас в Петербурге около тысячи владельцев остановочных павильонов, у которых закончились или подходят к концу сроки договоров. Но продлевать их городские власти не собираются, несмотря на то что есть все необходимые для этого документы. По мнению Михаила Силинга, город сам создает патовые ситуации, а потом начинает их решать силовыми методами.

Предпринимателям неоднократно говорили, что их система торговли незаконна. Но они настаивали, что их деятельность основана на решении правительства, подписанном еще Анатолием Собчаком в 1996 году, в котором подобная форма коммерции одобрена и, мало того, предписано главам районных администраций привлекать средства организаций для облагораживания территорий вблизи торговых точек. Новые места торговли, которые возникли в последние годы, инициировали сами предприниматели, но все они проходили правительственную экспертизу и существуют в соответствии с законами Санкт-Петербурга.

Альтернативу предпринимателям предлагают, но, как сказал Михаил Силинг, пока только на словах. В свою очередь, бизнесмены предлагают губернатору и правительству свое решение конфликта. Самое главное - "не пороть горячку", а все спокойно обсудить. Дать время, установить мораторий. Конечно, сама по себе отсрочка ничего не даст. По мнению предпринимателей, необходимо создать согласительную двустороннюю комиссию с участием независимых экспертов, которая займется решением этой проблемы.

Бизнесмены согласны с тем, что надо навести порядок, что-то надо реорганизовать, что-то надо снести. Согласны с тем, что имеющиеся площади можно использовать намного эффективнее, готовы разместить рекламу на своих павильонах - и социальную, и коммерческую.

Вокруг этой истории много мифов

Куратор программы по облагораживанию остановок общественного транспорта член правительства Петербурга, председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова: - Вокруг этой истории много мифов. И они активно тиражируются. Боюсь, что не без участия разного рода заинтересованных лиц и, к сожалению, общественных корпоративных организаций, объединяющих малый бизнес.

Между тем ничего удивительного в появлении такой инициативы нет. Всем известно, что губернатор придает огромное значение улучшению внешнего облика города и приведению его в соответствие со стандартами европейской столицы. Это системная политика губернатора, она касается и наружной рекламы, и вида фасадов, остановок, указателей и т. д. И то, что было решено заняться ларьками на остановках, тоже неудивительно. Посмотрите на остановки в центре города и на остановки-ларьки где-нибудь в спальных районах. Разница огромна.

Первое, что мы обнаружили, - это полный хаос в "остановочном" хозяйстве. Комитету по транспорту совместно с КУГИ пришлось провести огромную аналитическую работу. Выяснилось, что около 700 остановок (к которым нет претензий) находятся на балансе рекламных компаний. Другие - в ведении Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, третьи - на балансе различных юридических лиц. Сейчас у нас есть данные на каждую остановку: когда был заключен договор аренды, с кем, кто балансодержатель, кто отвечает за уборку.

В городе около 3 тысяч остановок или мест, где они могут быть оборудованы. Если вычесть те места, где остановки надо делать заново и порядка 700 остановок, которые не нуждаются в переоборудовании (это стеклянные павильоны, находящиеся на балансе рекламных компаний), остается около полутора тысяч остановок, совмещенных с объектами мелкорозничной торговли, попросту ларьками.

Мы предусмотрели установку больших красивых указателей, которые должны быть изготовлены по евростандарту - с подсветкой, с крупными надписями, которые и пожилые люди разглядят. На остановках обязательно будут панно со сменяющейся транспортной информацией точным расписанием, маршрутом автотранспорта.

Обновляться остановки будут за счет рекламных компаний - победителей торгов. С этим, кстати говоря, связан один из мифов, о которых я упоминала. Миф первый: все делается в интересах крупных рекламных компаний. Так вот для них этот проект отнюдь не является привлекательным. Слишком большое число остановочных мест провальны с точки зрения рекламоносителей. Кому нужна реклама на местах третьей категории?

Миф второй: поставить ларьки уговорила прежняя администрация и на сегодня они не окупились. Так вот, с владельцами павильонов никто не заключал бессрочных договоров, договоры заключаются на строго определенный срок. А ни один предприниматель не заключит договор на срок, который не гарантирует окупаемость вложений. Миф третий: на митингах говорят о 40-60 тысячах безработных, которые появятся после ликвидации ларьков. Между тем в официальном письме председателя Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга Сергея Федорова на имя губернатора говорится о 5 тысячах человек, которые могут стать безработными в том случае, если в одночасье будут убраны все ларьки на остановках, возле станций метро и в переходах. А мы ведем речь только об остановках.

Силовых методов не будет

Сергей Зимин, заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли: "Возмущает однозначность заявлений предпринимателей о том, что их собираются выгонять. О том, чтобы "всех сносить", речь не идет. Просто сейчас власти города пытаются исправить ошибки, которые были допущены при прежней администрации. Тогда разрешили использовать остановки в качестве торговых точек, и чиновники быстро кинулись на этом зарабатывать деньги, а предприниматели поняли, что можно моментально развернуться, и вложились в это дело. В итоге город имеет то, что имеет".

23 ноября планируется вынести на рассмотрение правительства проект постановления по решению этого вопроса. Предполагается выделять адекватные торговые места, сохранить часть комплексов и павильонов, при условии, что они соответствуют всем требованиям. То есть необходимо наличие инженерных коммуникаций, а остановки должны выполнять главную функцию - размещать под своей крышей пассажиров.

Слухи о мощном лобби со стороны крупного сетевого бизнеса Сергей Зимин тоже не подтвердил: "По этому вопросу к нам никто не обращался и никаких заявлений не поступало". Кроме того, Городской центр размещения рекламы официально заявил, что рекламные площади на остановках общественного транспорта его не интересуют.

Еще один больной вопрос в этом конфликте - торговля у станций метрополитена. Власти понимают, что ликвидировать торговлю вблизи метро нельзя. С одной стороны - это покупательские потоки, а соответственно заработки тех, кто там трудится. С другой - удобство для горожан. Но в том виде, в котором это существует сейчас, оставлять тоже нельзя. А убедить предпринимателей "завернуть за угол" и там обустроить торговую точку чрезвычайно трудно - сетуют на то, что снизится покупательская способность, а следовательно, будет меньше прибыли. При этом не берется во внимание элементарная логика: если все павильоны дружно перейдут на несколько десятков метров, то туда же переместятся и покупатели.

Если постановление будет принято, то Комитет экономического развития совместно с Управлением потребительского рынка и с главами районных администраций будут думать, как провести эту сложную процедуру безболезненно. Возможно, что введут компенсационные меры в части увеличения сроков аренды.

Администрация города настроена решить проблему мелкой торговли в кратчайшие сроки, но не прибегая к силовым методам.

В данной ситуации делать какие-либо выводы рано. Вероятно, промежуточные итоги можно будет подвести после 23 ноября, по окончании заседания правительства.

Подготовили Лиана Растегина и Светлана Тихомирова

Гельотина как средство от перхоти Кому мешает торговля на остановках?  »
Юридические статьи »
Читайте также