Гельотина как средство от перхоти Кому мешает торговля на остановках?

Трижды за последний месяц питерские предприниматели выходили на митинги, протестуя против намерений администрации снести торговые павильоны и ларьки, расположенные на остановках общественного транспорта и около станций метро. На митингах принимались обращения к губернатору, ответом на которые стало объявление указанных действий "перегибами на местах".

Однако предприниматели считают, что инициатива в данном случае исходит отнюдь не "снизу". Что же происходит?

ВЫГНАТЬ - И ТОЧКА

В конце сентября, в очередной раз объезжая город, Валентина Матвиенко вдруг заговорила о том, что многие торговые павильоны - это "рассадники грязи и терроризма", что они "находятся в ужасающем состоянии" и что все это надо прекратить.

5 октября на заседании городского правительства в "протокольном" режиме было записано: продление договоров аренды земельных участков с владельцами ларьков и торговых павильонов запретить, а главам районных администраций к концу года отчитаться о том, какая "большая работа" проведена в этом направлении. Что и начали неукоснительно выполнять несмотря на то, что "смольнинские протоколы" юридическими актами вообще не являются.

Каждая из "точек", расположенных на остановках общественного транспорта, работает на основании договора аренды земельного участка с районными отделами КУГИ. При этом организовывать торговлю на остановках предприниматели начали в 1996-1997 годах именно по предложению питерской администрации. Тогда, напомним, именно Смольный предложил бизнесменам обустроить полуразрушенные остановки общественного транспорта, дабы привести их в приличное состояние. Предприниматели охотно согласились, взяв на себя обязательство поддерживать все в чистоте и порядке, и регулярно платят за уборку и вывоз мусора.

Конечно, кое-где действительно грязно. Но для того чтобы с этим бороться, существуют штрафы. Однако действовать решили кардинально, используя гильотину как средство от перхоти: выгнать - и дело с концом. А тут очень кстати подвернулась "всеобщая террористическая угроза", оказавшаяся удобным поводом для того, чтобы выгнать малый бизнес с привычных мест. Тот факт, что именно от торгующих на остановках милиция достаточно часто узнает о подозрительных личностях и о подозрительных предметах, никого, похоже, не смутил.

Наконец, в администрации в очередной раз озаботились внешним видом павильонов и ларьков, посетовав на их формы и эстетику. Заметим: городской Комитет но градостроительству и архитектуре уже не раз требовал массовой замены ларьков то на одну, то на другую форму. При этом каждый раз предприниматели должны были изготавливать их за свой счет (что обходилось в 5-10 тысяч долларов).

"МЫ НЕ ЛАВОЧНИКИ!"

Конкретные действия последовали незамедлительно. В районах начали не только отказывать в продлении арендных договоров, но и требовать от предпринимателей сделать это по ...своей инициативе. А кто не захотел в "добровольно-принудительном порядке", тот должен понимать, что его ждут неприятности: проверки, штрафы и прочее, до тех пор пока сам не прикроет лавочку. Заметим: и раньше-то, но словам председателя экспертного совета городского союза предпринимателей Михаила Силинга, продление договоров натыкалось на множество трудностей. Сперва в районах искусственно затягивали выдачу необходимых для продления договоров разрешении, а потом отказывали, ссылаясь на то, что истекли установленные сроки. Ну а теперь, когда "прошла команда"...

"Во время своей предвыборной кампании нынешний губернатор внесла в свою программу поддержку малого и среднего бизнеса, - говорится в письме, которое только что созданный Комитет по защите малого бизнеса направил депутатам Законодательного собрания. - К сожалению, в действительности такой поддержки от исполнительной власти мы не имеем. На весь город с экранов телевизора нас назвали лавочниками, но мы не лавочники! Мы бывшие инженеры, учителя, врачи, служащие, квалифицированные рабочие, которые в 90-е годы были выброшены со своих предприятий и учреждений, но нашли в себе силы не спиться, не стать бомжами, а собрать последние средства и начать свое дело, чтобы кормить детей, стариков, как-то выжить... Только за аренду земельных участков остановочные павильоны приносят в бюджет города 3 миллиона долларов в месяц. В большинстве случаев это еще и семейный бизнес, каждый остановочный павильон обеспечивает работой, а значит, кормит не менее 10 человек. Ликвидация наших павильонов лишит город30-40 тысяч рабочих мест. Кто будет кормить наших детей, если родителей выбрасывают на улицу? Почему Комитетом по экономическому развитию в открытую лоббируются интересы стационарных магазинов?"

Последнее соображение выглядит достаточно весомым, когда речь заходит о том, почему началась "война с ларьками на остановках". Сегодня "остановочный" бизнес за счет оборота составляет конкуренцию крупным торговым сетям: "Пятерочке, "Ленте" и другим. "Остановочники" абсолютно уверены, что именно "сетевики" стоят за кампанией по их удушению. "Мы - не цель террористов, мы - цель большого капитала" - традиционный лозунг предпринимателей, торгующих на остановках. "Сетевики" все отрицают и говорят, что не нуждаются в земельных участках, с которых выгоняют "остановочников". И это чистая правда: действительно, не нуждаются. Зато они нуждаются в покупателях, которые отправятся именно к ним, поскольку не смогут приобрести какие-либо "мелочи" на остановках по дороге домой. Так что вопрос "кому выгодно?" здесь имеет весьма прозрачный ответ...

"Мы лишь дали поручение районным администрациям - перенести розничную торговлю с остановок в другие места, - заявляют представители Смольного. - Никто никого насильно не выгонит. А остановки будут оснащены удобными и новыми павильонами". Вице-губернатор по экономике и., финансам Михаил Осеевский (отставки которого потребовали на митинге у Финляндского вокзала в понедельник) заявил, что в администрацию жалуются те, кому "тесно на остановках" из-за павильонов. И что "ларечники хотят быть там, где много народу, но это неправильно". Потому - пусть убираются "внутрь кварталов".

"ПРОИЗВОЛ МЕСТНЫХ ЦАРЬКОВ"?

Ну, во-первых, уже выгоняют вовсю. Теперь в некоторых статьях (подозрительно одинаковых), появившихся в городских газетах, это объявлено "произволом местных царьков", которые-де "неправильно истолковали губернаторский посыл". Мол, услужливый дурак...

Хочется, однако, напомнить, что все эти "местные царьки" не с Марса десантированы в Петербург, у них есть один-единственный начальник - губернатор. И если бы Смольный только пальцем пошевелил - все "перегибы" были бы мгновенно исправлены. Между тем об увольнении (или хотя бы о наказании) хоть одного районного "префекта" за допущенный административный раж по очистке вверенной территории от "остановочников" ничего не известно.

Во-вторых, странно слышать подобные инвективы от г-на Осеевского - одного из "молодых и эффективных рыночников", пришедших в городское правительство по зову нового губернатора.

Может быть, рынок сам решит, где должна быть мелкорозничная торговля - "внутри кварталов", где народу нет, или на остановках, где он есть? Может быть, не дело администрации - решать, где должны стоять ларьки? К тому же их исчезновение сразу позволит "сетевикам" скоординированно поднять цены на мелкий "ходовой" товар. Сегодня это не дает сделать конкуренция с "остановочниками", а завтра?

В-третьих, существует Закон, то бишь Земельный кодекс, где четко записаны нормы, защищающие добросовестных арендаторов.

А именно: они имеют преимущественное право продления своих договоров, а о любых изменениях условий договора аренды власти обязаны предупреждать не менее чем за год. Наконец, если администрация расторгает договор по своей инициативе, она обязана полностью возместить все убытки...

Что касается убытков, то это вопрос особый.

О потерях городского бюджета уже сказано. Рабочие места, налоги, аренда... При этом несложный расчет показывает: один лишь отказ от арендной платы, собираемой сегодня с "остановочников", лишит город средств, достаточных для того, чтобы на 180 рублей увеличить компенсации пенсионерам за отменяемый бесплатный проезд. И тогда они бы получали не но 230 руб. (чего с нового года хватит лишь на 12 поездок "туда" и 11 поездок "обратно"), а по 410 рублей.

Если говорить об убытках предпринимателей, то совершенно не ясно, будет ли город их компенсировать. Как не ясно, предоставят ли новые торговые места взамен отнимаемых. Администрация заявляет, что на уступки она не пойдет. Мол, "никакой торговли на остановках быть не должно - таково требование времени".

А почему, собственно, не должно? Или только чиновники понимают "требования времени", а обычные граждане заранее считаются недоумками, отставшими от жизни?

Что же, если мы действительно имеем дело с "перегибами на местах" - еще не поздно их немедленно исправить.

Борис Вишневский

Новые хунвейбины дождались указаний о врагах народа  »
Юридические статьи »
Читайте также