"Горячие точки" Генплана Власти и горожане ищут компромисс

В следующую среду Законодательное собрание должно будет принять в третьем и последнем чтении закон "О Генеральном плане развития Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия" - документ, который определит развитие города на ближайшие двадцать лет, до 2025 года. Первое чтение документа прошло в начале июля, второе - в прошлую среду. И хотя никаких кардинальных изменений в Генплан при втором чтении не внесли, все же некоторые "подвижки", связанные с давлением общественного мнения, налицо.

"Подвижки" есть

"Генплан станет гарантом цивилизованного строительства и стабильного развития города, с его принятием город будет двигаться к европейским стандартам, поскольку в нем появится полноценное правовое градостроительное поле", - заявлял перед принятием Генплана вице-губернатор Александр Вахмистров.

Цифры, заложенные в документ, впечатляют: к 2015 году объем жилищного строительства планируют увеличить на 60%, доведя "жилищную обеспеченность" до 28 метров на человека к 2016 году и до 35 метров - к 2025 году. За двадцать лет должно быть капитально отремонтировано и модернизировано 25 млн кв. метров жилого фонда (в том числе ветхого и аварийного), в городе появится шестнадцать промышленных зон (а для новых инвесторов планируется даже резервировать территории). Питерский порт в 2025 году будет принимать почти 80 млн тонн грузов, построят новые мосты и тоннели через Неву, Западный скоростной диаметр, достроят КАД и создадут международный терминал "Пулково-3" с пропускной способностью до 2 тысяч человек в час...

Правда, еще при первом чтении ряд депутатов критиковали Генплан за решение проблемы нескольких "горячих точек", где планы разработчиков проекта серьезно расходятся с общественным мнением. В первую очередь это касалось "намыва" на западе Васильевского острова и строительства транспортной развязки в Дачном. О "намыве" на страницах "СПб Курьера" уже не раз рассказывалось: под предлогом необходимости строительства нового пассажирского порта активно проталкивается создание новых территорий площадью 477 гектаров, где помимо порта собираются строить новые жилые кварталы и бизнес-зоны. Что уничтожит нынешнюю Морскую набережную и вместо вида на залив обеспечит ее жителям вид на "большую стройку", а затем - на новые "элитные кварталы".

Понятно, что никакого, воодушевления у жителей Васильевского острова проект не вызвал: митинги протеста и 7,5 тысячи собранных против "намыва" подписей - тому подтверждение. Да и зачем строить жилье на "намытых" землях? В мире намывают новые территории по суровой необходимости. Но Петербург - не Сингапур, ему есть куда развиваться, не "залезая" в море - депутаты Михаил Амосов, Сергей Гуляев и Алексей Ковалев внесли поправки в Генплан, предложив либо не "намывать" новые территории, либо ограничить "намыв" только территорией, необходимой для порта. Но эти поправки были отклонены. Впрочем, как уже сказано, "подвижки" произошли. В комплексную поправку, которая разрабатывалась рабочей группой из депутатов, представителей Смольного и вносилась от имени губернатора, попало предложение, меняющее функциональное назначение "новой земли". Многоквартирная жилая застройка теперь не разрешается - соответствующее обозначение вычеркнуто из Генплана. И теперь в дальнейшем надо отдельным законом (или дополнением в Генплан) определить, что именно на этой территории можно будет строить: только порт или порт и какие-то деловые зоны.

"За" и "против" развязки

Другая "горячая точка" Генплана - Дачное. Здесь запланирована развязка, которая должна соединить Дачный проспект с Кольцевой автомобильной дорогой. В результате проспект расширится с четырех до шести полос (в районе развязки полос станет и вовсе четырнадцать), количество проезжающих по нему машин возрастет с 4 до 50 тысяч в сутки, а концентрация выхлопных газов для жителей проспекта и окрестных кварталов возрастет примерно в 30 раз.

На общественных слушаниях и жители, и муниципальные депутаты высказались "против" этого варианта. А затем общественный совет под руководством депутата муниципального совета Виктора Безрукова разработал альтернативный проект развязки, которая может пройти на 600 метров дальше, но тогда негативные последствия будут значительно меньше. Однако предложение отвергли - проектировщики вместе с представителями городских властей заявили, что их проект самый лучший и менять его они не намерены. Ну а глава Кировской районной администрации Андрей Филатов заявил, что "власть не боится шантажа" и "если кто-то выступает против наших решений, то он заблуждается".

Тем не менее жители не успокоились, и их поддержали депутаты ЗакСа. Депутаты от Кировского района Сергей Андреев и Вадим Тюльпанов, а также Михаил Амосов (как председатель комиссии по городскому хозяйству) предложили поправку в Генплан, меняющую схему развязки. Поправку не приняли, но все же жесткая позиция властей изменилась: вице-губернатор Александр Вахмистров заявил, что "найден компромиссный вариант" и будет предложено несколько иное техническое решение. Возможно, оно устроит и дорожников, и жителей.

После принятия Генплан будет официально опубликован, чтобы каждый желающий мог или приобрести его, или хотя бы ознакомиться с ним в библиотеке.

Борис Вишневский

Вокруг канала не обведешь Центральные районы города попали в торговые сети  »
Юридические статьи »
Читайте также