Вокруг канала не обведешь Центральные районы города попали в торговые сети

Два взаимосвязанных фактора - потребительский спрос и конкуренция - вынуждает ритейлеров настойчиво заниматься расширением географии торговых сетей. В нынешнем году в различных районах Петербурга было построено не менее десяти торговых комплексов. Однако до сих пор считалось, что все внимание их владельцев сконцентрировано в первую очередь на окраинах. События последнего месяца показали, что это не так. В течение буквально нескольких недель на Обводном канале открылось сразу два гипермаркета.

Оседлать волну

- В спальных районах, - говорит социолог Игорь Травин, - проживает наибольшее количество трудоспособного населения. При этом такие районы имеют свою специфику. Крупные торговые комплексы становятся здесь неким маяком. В них не только делаются покупки "на все случаи жизни", но и определенным образом проводится досуг.

В то же время центр Петербурга до сих пор казался инвестору более затратным вложением средств. Кроме сугубо утилитарной проблемы (в плотной застройке исторической части города торговый комплекс попросту "теряется" и, в отличие от спальных районов, не может служить единственным местом притяжения обывателя) существовал и существует еще ряд сложностей.

- В центре есть две основные проблемы, - уверен Олег Спивак, директор одной из консалтинговых фирм, работающих на рынке коммерческой недвижимости, - из-за которых, несмотря на всю его очевидную привлекательность, развитие торговых площадей шло достаточно вяло. Речь в первую очередь идет о нехватке земли и, как следствие, ее высокой стоимости. Кроме того, нельзя забывать, что инвестор заинтересован в "пятне" с развитой коммунальной и транспортной инфраструктурой, что, как вы понимаете, также является проблемой центральных районов.

Между тем, судя по последней активизации ритейлеров, ситуация на рынке заставляет их вступать в борьбу за не освоенные до сих пор участки земли. По крайней мере, сразу после открытия на Обводном канале двух конкурирующих между собой гипермаркетов остальные представители этого вида бизнеса тоже заявили о желании разместить здесь свои торговые комплексы. "Первопроходцы" также не собираются останавливаться на достигнутом. Известно, что в их планы входит строительство еще нескольких крупных центров розничной торговли на Васильевском острове и Петроградской стороне.

- Это густонаселенные районы, - объясняют действия ритейлеров специалисты, - испытывающие, судя но исследованиям, недостаток в больших продовольственных магазинах нового типа. Появление здесь конкурирующих супермаркетов покроет этот дефицит. Главное на данном этапе - "оседлать волну". Сегодня поток покупателей в новых магазинах на Обводном канале на 20% больше, чем на периферии.

Вопрос денег

Как уже отмечалось, нехватка земли в центре города негативно сказывается на развитии торговых сетей. Площадь одного гипермаркета составляет порядка 10 тыс. квадратных метров. Найти такой участок земли непросто. Неслучайно первые магазины открылись именно на Обводном канале. Значительная часть прилегающих к нему территорий занята старыми промышленными предприятиями, площадь, инфраструктурное обеспечение и транспортная доступность которых представляют для ритейлеров большую ценность.

- Кроме проблемы физического дефицита земли, - объясняет Олег Спивак, - существует еще и законодательное ограничение на строительство в так называемой охранной зоне исторического центра города. Именно поэтому наиболее перспективным направлением развития торговых сетей можно считать старые промышленные пояса и магистральные набережные, непосредственно прилегающие к четырем центральным районам.

Ту же точку зрения, судя по всему, разделяют и в Смольном. Известно, например, что Комитетом экономики подготовлена программа "Развитие промышленного потенциала Петербурга на 2005-2007 годы" . В ней, в частности, рассматривается возможность вывода предприятий из центра города на его окраину. Заинтересованность правительства в этом начинании объяснить несложно. Общий объем инвестиций только одного сетевого ритейлера в развитие своего бизнеса в 2005 году оценивается более чем в 600 миллионов долларов. Находящиеся с середины XIX века на Обводном канале промышленные предприятия соответствующих налоговых отчислений в бюджет города позволить себе не могут.

Алексей Марачев

Налоговые органы на 1 апреля поставили на учет 97 млн человек с применением ИНН  »
Юридические статьи »
Читайте также