Новая регистрация освободит от "вмененки"

Наше предприятие занимается розничной торговлей через несколько небольших торговых залов (каждый менее 150 м2), расположенных в разных районах Петербурга. Налоговый орган уверяет, что с 1 января 2004 г. мы должны в обязательном порядке перейти на уплату единого налога на вмененный доход. Предварительные подсчеты показывают, что данный переход существенно увеличит налоговую нагрузку -- бизнес потеряет рентабельность. Я слышал, что, если бы наше юридическое лицо было создано недавно и являлось субъектом малого предпринимательства, переход на вмененку стал бы из обязательного добровольным. Правда ли это?

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Приведенная законодательная норма устанавливает так называемый "4-летний мораторий" на применение к субъектам малого предпринимательства изменений налогового законодательства, ухудшающих их положение.

Как известно, ранее, в 2001- 2002 гг., в Санкт-Петербурге уже действовал единый налог на вмененный доход. Однако тогда федеральный законодатель защитил интересы бюджета внесением в ст. 11 Федерального закона от 31.07.1998 г. №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход" нормы, закрепляющей, что со дня вступления в силу данного закона и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не применяется абзац 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

Данный закон прекратил свое действие с 1.01.2003 г. в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №104-ФЗ.

Таким образом, получается, что 1.01.2003 г. правило "4-летнего моратория" распространяется также и на плательщиков единого налога на вмененный доход. Следует иметь в виду, что применение "4-летнего моратория" имеет ряд важных, установленных законодателем юридических оговорок:

Он распространяется только на субъектов малого предпринимательства, критерии отнесения к которым перечислены в ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников субъекта малого предпринимательства за отчетный период не должна превышать предельного уровня, установленного законом (в розничной торговле и бытовом обслуживании населения средняя численность работников не может быть более 30 человек). Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица -- индивидуальные предприниматели. При этом для данной категории лиц предельная численность работников не установлена.

Субъект малого предпринимательства должен быть готов доказать в судебном порядке, что не подлежащие применению изменения налогового законодательства создают для него менее благоприятные по сравнению с ранее действовавшими условия. Как показывает практика, данная задача может оказаться непростой. Примером удачи налогоплательщика в доказывании данного факта служит Постановление ФАС СЗО от 15.01.2002 г. по делу №А05-7569/01-397/13 (процесс доказывания в данном случае был облегчен, поскольку налогоплательщик находился на упрощенной системе налогообложения). Обосновывая свой вывод о неприменении единого налога на вмененный доход для налогообложения индивидуального предпринимателя, суд кассационной инстанции указал, что материалами дела подтверждено, что сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет за второе полугодие 1999 г. предпринимателем по виду деятельности "автомобильные перевозки", составила 90.120 рублей, тогда как стоимость патента от этой же деятельности в 1999 г. -- 4175 рублей, что свидетельствует о существенном ухудшении его положения как налогоплательщика.

Подводя итоги, следует сказать, что, действительно, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, подпадающие под действие правила "4-летнего моратория", установленного абзацем 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", при соблюдении вышеописанных условий могут избежать обязательного перехода на уплату единого налога на вмененный доход, установленного Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2003 г. №299-35 "О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Важно отметить, что применение налогоплательщиками правила "4-летнего моратория", исходя из смысла закона, носит не добровольный, а обязательный характер.

Выдержка из ст. 3 Федерального закона РФ

"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"

Предельная средняя численность работников организации -- субъекта малого предпринимательства (чел.):

в промышленности 100

в строительстве 100

на транспорте 100

в сельском хозяйстве 60

в научно-технической сфере 60

в оптовой торговле 50

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50

Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Анатолий Цветов, Юрист АКГ «Что делать Консалт»

Стоянкам и торговле вернут "упрощенку"Если депутаты сумеют перекроить бюджет  »
Юридические статьи »
Читайте также