Малый бизнес теснят от метро

Организаторы реконструкции наземных вестибюлей метро обошлись без конкурсов

В связи с реконструкцией вестибюлей станций метро КУГИ расторгает договоры краткосрочной аренды прилегающих территорий. Владельцы "ларечных городков" теряют бизнес.

В соответствии с проектами реконструкции вестибюли петербургских станций метро расширяются. Дополнительно к ним пристраивают торговые комплексы. Претендентами на возведение новых торговых сооружений являются, как правило, крупные торговые сети, такие, как ЗАО "Торговый двор" (17 станций метрополитена, в том числе "Фрунзенская", "Черная речка", "Чкаловская" и др.), ОАО "МЕТРОтрейд" ("Лесная", "Проспект Большевиков"), ЗАО "Агропромышленная корпорация "Земля" ("Электросила") и другие. Распределение земельных участков осуществляется в ходе тендеров. При этом старые арендаторы лишены возможности принять участие в конкурсах.

Конкурсов не было

Все это происходит потому, что как таковых конкурсов на распределение земельных участков у станций метро проведено не было. Землей распоряжается один заявитель -- ГУП "Петербургский метрополитен", и он поступает так, как считает возможным и необходимым.

"Распоряжение губернатора Петербурга о реконструкции 17 станций метрополитена №1888-ра появилось до вступления в силу Земельного кодекса РФ, -- считает юрисконсульт некоммерческого партнерства (НП) "Предприниматели Санкт-Петербурга" Асланбек Дзеранов. -- По действующему Земельному кодексу участки под каптальное строительство должны предоставляться на конкурсной основе. Мы считаем, что законодательство Петербурга также должно быть откорректировано в соответствии с новым Земельным кодексом. В таком случае предоставление участков должно быть проведено только на конкурсной основе".

"На участие в как бы конкурсах, проводимых ГУП "Петербургский метроплитен", действующих арендаторов никто не приглашал", -- говорит директор НП "Предприниматели Санкт-Петербурга" Михаил Бодров.

"Процедура перераспределения земельных участков ведется с нарушениями, -- считает Михаил Бодров, -- известно, что старый арендатор имеет преимущественное право. В случае его несогласия с новыми условиями аренды земельный участок выносится на конкурс. В случае со станциями метро предпринимателей поставили перед фактом выселения".

Бизнес можно закрывать

"Весь наш бизнес основан на близости торговых центров к метро, -- рассказал Андрей Шаловинский, директор ООО "Торгово-пешеходный комплекс "Финляндский" у метро "Площадь Ленина", -- в случае их переноса предприятие можно закрывать. Нам предложили долевое строительство совместно с ЗАО "Торговый двор". Однако официально регистрировать наше участие в проекте ГУП "Петербургский метрополитен" отказалось". "В случае ликвидации имеющихся предприятий пострадают наши арендаторы, -- считает Андрей Шаловинский, -- сейчас средняя площадь торговых точек составляет 8 м2. В торговых центрах им придется арендовать не менее 30 м2. Количество конкурентов также значительно возрастет. В таких условиях арендную плату "отбить" гораздо сложнее".

ООО "Сфинкс", управляющее комплексом мелкооптовой торговли у станции метро "Политехническая", с началом реконструкции потеряет часть площадей. Руководство компании считает, что в дальнейшем фирма может лишиться всего занимаемого участка. "Более всего мы пострадаем не от расширения вестибюля, а от пристройки к нему торговых площадей, -- рассказал директор ООО "Сфинкс" Виктор Номеровский. -- Я видел проект реконструкции. Расширение вестибюля вполне можно увязать с нашим торговым комплексом. Внешний вид зданий вполне соответствует городским нормам. В 2000 г. КУГИ обязал нас произвести реконструкцию, и предпроектное предложение было согласовано с главным архитектором Петербурга".

"Мы считаем, что при распределении земельных участков должен соблюдаться закон, -- резюмировал директор НП "Предприниматели Санкт-Петербурга" Михаил Бодров, -- если невозможно оставить за старыми арендаторами преимущественное право, территория под застройку должна быть выставлена на открытый конкурс в соответствии с Земельным кодексом".

Расторжение договоров краткосрочной аренды с владельцами торговых павильонов, расположенных у метро, не следует рассматривать как исключение из правил. Вся капитальная застройка Петербурга происходит аналогичным образом. Городские власти отдают приоритет инвестиционным проектам, предполагающим возведение капитальных объектов. В случае, если земельный участок под строительство уже занят временными постройками, КУГИ расторгает договоры краткосрочной аренды без предоставления компенсации.

"Владельцы ларьков не должны иметь возможности поставить крест на крупном инвестиционном объекте, -- считает заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов, -- реконструкцией метро занимается ГУП "Петербургский метрополитен". В качестве инвесторов ГУП может привлечь как физических арендаторов, так и сторонние организации. У старых арендаторов есть возможность на общих основаниях принять участие в конкурсе на право реконструкции вестибюлей метрополитена и возведения новых торговых точек. Если они "не пройдут по конкурсу", то после возведения торговых комплексов смогут арендовать площади у новых владельцев". "При реконструкции более всего страдают владельцы крупных торговых площадей, -- добавил Алексей Чичканов, -- это общегородская проблема.

Нередко КГА утверждает строительство торговых комплексов, носящих капитальный характер, на земле, арендованной под временные сооружения. В итоге с началом реконструкции строители сталкиваются с проблемой выселения старых арендаторов, а те несут дополнительные убытки". (К.Б.)

Лилия Агаркова Екатерина Бурцева

Лотки очистят от дисков  »
Юридические статьи »
Читайте также