Андерсен остался у руля

В конце прошлой недели компании СНГ "Артур Андерсен" и "Эрнст энд Янг" объявили о своем объединении, которое произошло в рекордные сроки.

Напомним, что это стало вынужденной мерой после крупного скандала с Andersen в США.

Несмотря на то что российский "Андерсен" взял имя бывшего конкурента, ключевые посты в петербургском "Эрнст энд Янг" остались у менеджеров "Андерсен". Управляющим партнером петербургского офиса "Эрнст энд Янг" назначена Ольга Литвинова, занимавшая до изменений аналогичную должность в "Андерсен". По мнению Виталия Пыльцова, бывшего руководителя петербургского офиса "Эрнст энд Янг", вполне логично, чтобы руководитель офиса жил в Петербурге; сам Виталий Пыльцов примерно 50% времени управлял петербургским офисом из Москвы. "Моя новая должность еще не определена, но она явно будет связана с московским "Эрнст энд Янг", -- объясняет Виталий Пыльцов.

Руководителями практически всех отделов в Петербурге также назначены менеджеры из "Андерсен". В частности, отдел налогообложения и права возглавила сама Ольга Литвинова, отдел профессионального обучения -- Ольга Беглова, отдел консультаций по недвижимости -- Владислав Мягков, кандидатуры обсуждаются только по отделу аудита, но, скорее всего, выбор будет сделан также в пользу "Андерсен".

По "Эрнст энд Янг" в СНГ несколько иная картина -- аудит и корпоративные финансы возглавляют партнеры из "Эрнст энд Янг", налогообложение -- из "Андерсен". При этом Ханс Йукум Хорн, который раньше возглавлял "Артур Андерсен", стал управляющим партнером "Эрнст энд Янг" в СНГ.

Влияние "Андерсен"

Некоторая "андерсенизация" петербургского "Эрнст энд Янг", как уверяют топ-менеджеры компании, связана только с расстановкой сил. Например, в прежнем "Эрнст энд Янг" в Петербурге работало только два направления -- аудит и налоги. И, по словам Виталия Пыльцова, они не имели фиксированных руководителей в Петербурге. Между тем объединенная компания будет придерживаться методики ведения аудита "Эрнст энд Янг", что вполне логично, учитывая первопричину объединения. "Это было обязательное условие при присоединении "Андерсен", -- уверяет Виталий Пыльцов.

Численность сотрудников петербургских офисов также существенно отличалась. К примеру, в "Андерсен" до объединения работало 85 человек, в "Эрнст энд Янг" около 20. Объединенная компания насчитывает примерно 100 человек. "Мы очень рады, что ни та, ни другая часть новой компании не потеряла ни одного человека, хотя, разумеется, конкуренты многим делали предложения. Что касается открытия собственного бизнеса, этому помешала бы пока не дружественная к малому бизнесу среда", -- считает Ольга Литвинова.

"Пул ресурсов и комплекс услуг, которые появились у компании, позволят некоторым крупным петербургским клиентам из объединенной клиентской базы перейти на обслуживание петербургскому офису, -- добавляет Ольга Литвинова. -- Раньше этому мешала несопоставимость размеров некоторых клиентов и петербургских консультантов". Первый клиент, который уже сделал шаги "обратно" в Петербург, -- крупный производитель пищевых продуктов.

Союзники

Обычно самая большая сложность при разного рода объединениях связана с невосприятием происходящего на персональном уровне. "Я читала, что из-за этого не получается 30% объединений", -- говорит Ольга Литвинова. Но, по словам Ольги Литвиновой, именно этот вопрос и не возник, скорее -- было много разных точек зрения на тактическом уровне, например -- к какой страховой компании перейти после объединения: разумеется, до этого обе компании сотрудничали с разными партнерами.

"В отличие от рынка российских компаний, "большая пятерка" всегда исповедовала профессиональное отношение к конкурентам, -- подчеркивает Ольга Литвинова. -- Мы вместе работали в одних ассоциациях, продвигали общие инициативы для изменений в законодательстве. Кроме того, оказалось, что у многих сотрудников есть друзья в обеих компаниях, некоторые из них вместе учились, проводили время. Обе компании также недавно совместно участвовали в тендере".

Субкультура

"В новой фирме мы попытаемся соединить сильные стороны корпоративной культуры одной и другой компаний. То есть здоровую агрессивность "Андерсен" и здоровый консерватизм "Эрнст энд Янг", -- резюмирует Виталий Пыльцов. -- Комбинация удачна в том плане, что у "Андерсен" хорошая база российских клиентов, у "Эрнст энд Янг" -- международных. Соотношение в каждой компании было 30% на 70%, сейчас все выровнялось".

Несмотря на преимущества объединения практик, по мнению специалистов, новые прецеденты среди компаний "большой четверки" вряд ли будут. По крайней мере до нового скандала. А форсмажорные ситуации в аудиторском мире, как показывает практика, только учащаются. Например, среди последних сообщений, прошедших в прессе, можно упомянуть о проблемах "Тюменской нефтяной компании", вызванных аудиторской проверкой PricewaterhousCoopers.

Наталья Ульянова

Торг не уместен  »
Юридические статьи »
Читайте также