Рэкет домашних хозяек

Когда в 1994 году простая 82-летняя американка по имени миссис Либек обожглась горячим кофе и отсудила за это у компании McDonald»s $600 тыс., она и предположить не могла, что через 10 лет жительница Москвы последует ее примеру. Сегодня самый крупный потребительский иск в США оценивается в $200 млрд. Петербургский рекорд значительно ниже – 2 млн. руб., но процесс, как говорится, пошел.

До недавних пор излюбленным приемом «потребителей-рэкетиров» являлся многократный возврат товара в двухнедельный срок под предлогом того, что покупка не подошла по размеру, расцветке и т. д. Новсе чаще обиженные клиенты, ободренные заграничными примерами, перестают довольствоваться малым, пытаясь получить несоразмерную компенсацию за моральный вред.

Недавно, например, в такой ситуации оказалась одна страховая компания в Петербурге. Автовладелец, попавший в аварию по вине ее клиента, получил от фирмы положенное ему страховое возмещение в $1500. Компания выплатила его на основании постановления ГИБДД, предоставленного пострадавшим. Впоследствии клиент компании обратился в суд, тот отменил постановление, и гражданин решил на этом заработать. Он подал в суд иск к своему страховщику с требованием компенсировать моральный вред, причиненный ему тем, что страховщик выплатил компенсацию его обидчику. Свои страдания он оценил в 300 тыс. руб. Сейчас дело рассматривается в суде.

А в нефтяной инспекции Петербурга и Ленобласти в свое время ходили легенды о женщине, которая многократно обращалась с претензиями на то, что ей продали якобы некачественный бензин. Пользуясь тем, что даже у самых надежных компаний периодически возникают проблемы с качеством топлива и все они предпочитают решать дело миром, ей удавалось получать свои отступные. Каждый раз речь шла о нескольких тысячах рублей.

Доходный вред

Претендовать на получение компенсации морального вреда покупатель может только в случае, если ему были причинены физические или моральные страдания. Четкого определения последнему, разумеется, нет. Каждый раз суд решает, имел ли место моральный вред в данном конкретном случае. По мнению директора Центра независимой потребительской экспертизы Елены Козьяковой, именно такой случай произошел осенью прошлого года с женщиной, которая обожглась кофе в московском ресторане McDonald»s. В суде рассматривается дело о выплате ей 100 тыс. руб. за причиненный моральный вред и 400 руб. на лечение.

Для западных стран это обычное явление, в России же потребительские иски, где фигурируют крупные суммы компенсаций за моральный вред, появились только в последние два года. Елена Козьякова уверена, что таких дел было бы гораздо больше, если бы суды в полной мере возмещали заявленный гражданами моральный вред.

Начальник отдела правового сопровождения консалтинговой группы «O.C.B.» Ирина Власова подтверждает, что случаи получения потребителями крупных компенсаций за моральный вред в России пока единичны. В частности, компании «O.C.B.» не удалось добиться победы, защищая интересы больного раком легких пенсионера Ивана Прокопенко из Петербурга. Более 40 лет он курил папиросы «Беломорканал», а несколько лет назад пытался отсудить у табачной фабрики «Петро» – правопреемницы советской фабрики им. Урицкого – 2 млн. руб. компенсации, рекордную для Петербурга сумму подобного рода. Основанием для претензий была норма закона о праве потребителей на полную информацию о товаре или услуге. В данном случае – о том, что курение может стать причиной заболевания. Не будь в трудовой биографии пенсионера Прокопенко факта работы на вредном производстве, которая тоже могла стать причиной рака, этот случай мог бы стать достойным примером удачного заработка.

Впрочем, дело курильщиков-правозащитников живет. В марте Общество защиты прав потребителей подало иск против табачной компании Philip Morris, производство которой расположено в том числе в Ленобласти. Претензии потребителей связаны с тем, что на упаковке выпускаемых компанией сигарет не представлен полный перечень продуктов и добавок, используемых при их изготовлении.

«Не глотать, опасно!»

Сегодня, по разным оценкам, от 90 до 99% судебных споров решаются в пользу обиженных потребителей. Поэтому компании стараются не доводить дело до суда. Решать дело миром фирмы подталкивает и новая редакция закона о защите прав потребителей. Теперь проигравшая суд компания, кроме выплат пострадавшим гражданам, обязана еще заплатить государству 50% от суммы удовлетворенных претензий. Ирина Власова рассказывает про туристическую компанию, которая, не желая судебных разбирательств, вот уже 15-й раз за свой счет отправляет отдыхать клиентку, умудряющуюся постоянно находить изъяны в оказываемых ей услугах.

Обезопасить себя от потребителей-рэкетиров компании пытаются, застраховав риски причинения вреда покупателям. Правда, сегодня такие услуги оказывают считанное число страховщиков, и застрахованных от потребителей фирм тоже единицы. Например, памятуя о случае в ресторане McDonald»s, по такому пути пошли в московской компании «Ростик»c» (владелец сети одноименных фаст-фудов). В то время как большинство западных компаний по производству бытовой техники (Samsung, Panasonic и др.), к которым тоже нередки иски со стороны российских граждан, имеют страховку на случай потребительских исков.

Отечественные компании пока не переняли и опыт иностранных коллег снабжать товар инструкциями на все случаи жизни. И дурацкие надписи типа «Не глотать, опасно!» пока еще можно увидеть лишь на иностранных рыболовных блеснах. Хотя, как отмечают эксперты, в последнее время российские компании стали уделять вопросам информирования потребителей большее значение. Впрочем, по российскому законодательству даже самые подробнейшие сведения о предназначении товара не могут обезопасить компанию на 100%. Даже если потребитель нарушил инструкцию, он может предъявить фирме претензии.

Три портрета потребителя-рэкетира

Пенсионер (30% исков)

Мотивация: уверен, что компании обязаны выполнять любые требования клиентов. Как правило, не знает законов, но имеет много свободного времени.

Как действует: обращается с жалобой во всевозможные инстанции: начиная от участкового милиционера и заканчивая президентом РФ.

Как защититься: порой выгоднее просто откупиться. 500 руб. в месяц может быть достаточно, чтобы не самого опрятного вида гражданин обходил стороной дорогой бутик. Когда дело касается крупных сумм, без юридической поддержки не обойтись.

Студент-юрист (30% исков)

Мотивация: желание удовлетворить собственные амбиции. Активен в спорах с сотовыми операторами, жилищных делах и др.

Как действует: самостоятельно обращается в суд, минуя другие органы. В случае решения не в свою пользу обязательно подаст апелляцию и может дойти до Европейского суда по правам человека.

Как защититься: откупиться от него невозможно – у него другие цели. Бороться с ним можно только с помощью хорошего адвоката, который разбирается в законодательстве лучше умного, но еще неопытного юриста.

Женщина с достатком (20% исков)

Мотивация: наслышана о зарубежных случаях с McDonald»s, исках о вреде шоколадных батончиков и т. д.

Как действует: обращается в известные адвокатские компании, которые уже вели такие дела. Не скупится на их услуги, потому что может заработать больше.

Как защититься: позаботиться о ней заранее. Если она обожгла руку – предложить мазь от ожогов, если считает, что реклама «Скелетонов» пугает ее дочку, – предоставить скидку на продукцию. Впрочем, грамотный адвокат здесь тоже не помешает.

Оттепель на первичном рынке задерживается  »
Юридические статьи »
Читайте также