Чем выше ответственность, тем меньше нарушений

Потребительские организации должны активнее сотрудничать с государственными структурами.

15 марта, в День защиты прав потребителей, в Доме журналиста за круглым столом встретились представители контролирующих органов и общественных организаций потребителей, чтобы обсудить результативность совместной работы и ситуацию на потребительском рынке Санкт-Петербурга.

НПП "Общественный контроль качества" выступило организатором этой встречи, в которой приняли участие руководитель Северо-Западного управления Ростехрегулирования (бывший Госнадзор) Светлана Соловьева, главный специалист по гигиене питания Роспотребнадзора (бывший Санэпиднадзор) Галина Дмитриева, директор Центра контроля качества товаров, работ и услуг Александр Герман, председатель Общества потребителей Санкт-Петербурга и ЛО Галина Козловская, сопредседатель Союза потребителей РФ Елена Козьякова и др.

Главной темой для обсуждения стала ситуация на потребительском рынке города и области: нарушений меньше не становится. Это были вынуждены констатировать все собравшиеся. При этом группы товаров, которые из года в год вызывают особое внимание контролирующих органов, все те же - алкогольная продукция, рыбные пресервы и нарезка в вакуумной упаковке, мебель и т. д. Проверки проводятся регулярно, применяются административные меры воздействия, о результатах этой работы регулярно сообщают СМИ - и снова по кругу, те же нарушения, штрафы и сообщения в прессе. Так, например, ОКК в течение трех лет ведет работу по выявлению автостеклоочистителей с высоким содержанием метанола. Эта опасная продукция в три раза дешевле, чем стеклоочистители с содержанием этилового спирта, чем и пользуются недобросовестные производители. До сих пор запрещенная продукция продается не только на рынках города, но и в крупных супермаркетах.

В чем причины создавшейся ситуации и каковы пути ее преодоления? Один из возможных путей - ужесточить административные меры воздействия. Если бы ответственность производителей была выше, то и нарушений стало бы меньше, ведь размер штрафа на сегодняшний день позволяет недобросовестным предпринимателям продолжать и дальше свою деятельность до очередной проверки.

Все участники круглого стола также пришли к единому мнению, что повысить эффективность работы невозможно без активного взаимодействия государственных и общественных организаций. Тем более что в результате проходящей реформы в области технического регулирования объем государственного контроля сокращается, а права потребителя, а значит, и общественных организаций значительно расширены. Так, согласно последним изменениям в законе "О защите прав потребителей" количество плановых проверок сократилось на 7 процентов. Кардинально меняется подход к контролю за качеством продукции, ответственность за которую ложится прежде всего на производителя, на предприятия, реализующие продукцию, и общественные организации. В связи с этим актуальным становится вопрос взаимодействия государственных структур, общественных организаций и предпринимателей.

Эмоциональную реакцию участников встречи вызвало сравнение общественных организаций с "клопами, расплодившимися на теле предпринимателей". Это мнение, прозвучавшее в некоторых СМИ, дискредитирует работу по защите прав потребителей, которая проводится не первый десяток лет. Так, например, Союз потребителей РФ в декабре этого года отметит свой 15-летний юбилей, и за это время благодаря этой организации потребители стали больше знать о своих правах и эффективнее их защищать (например, за последние десять лет в полтора раза выросла доля тех, кому удалось добиться полного удовлетворения своих претензий).

А причиной для подобных острых высказываний стали случаи мошенничества - когда "штрафы" с организаций, реализующих товар, взимаются без предъявления необходимых документов (удостоверений, направлений и т. д.). Суммы могут быть разными - от 500 рублей до $500, и случаи проведения таких "проверок" рассматриваются правоохранительными органами. Представители общественных организаций подчеркнули необходимость взаимодействия с государственными структурами и проведения совместных проверок по жалобам потребителей. Такая работа особенно эффективна и к тому же позволит избежать подобных "недоразумений".

К тому же в настоящее время количество общественных организаций потребителей постоянно возрастает, а сведений о них недостаточно ни у производителей, ни у потребителей. Так что насущным вопросом становится активное взаимодействие и информационная открытость всех структур.

Анастасия Чичагова

Потребитель стал активнее  »
Юридические статьи »
Читайте также