В Питере любят ездить с ветерком и на красный

Превышение скорости и невыполнение требований сигналов светофоров - самые распространенные нарушения ПДД в нашем городе.

Такие штрафы не останавливают

Пятерка "лидеров" по нарушению правил дорожного движения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (УГИБДД ведет статистику сразу двух регионов) выглядит так. Первое место с абсолютно одинаковыми показателями делят штрафы за превышение скорости (64 тысячи 911 за первую половину 2005 года) и за проезд на запрещающий сигнал светофора. На третьем месте - выезд на встречную полосу (20 тысяч 399 штрафов), затем управление автомобилем в нетрезвом виде (8 тысяч 874 протокола) и нарушение правил движения через железнодорожный переезд (4 тысячи 228 нарушений).

Как видим, сомнительный рейтинг возглавляют грубейшие и опаснейшие нарушения ПДД. Самое печальное, что по сравнению с 2004 годом в этой пятерке (кроме управления автомобилем в нетрезвом виде) наблюдается динамика. Проезд же на красный свет светофора дал динамику просто пугающую: за 6 месяцев текущего года за это нарушение гаишники взыскали штрафов больше, чем за весь 2004 год!

Пьяных за рулем стали ловить меньше по понятной причине: год назад депутаты Государственной думы внесли изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), принятый 30 декабря 2001 года. Статья 12.8 этого кодекса гласила: "Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (от тысячи до двух тысяч рублей. - Ред.) или лишение права управления транспортными средствами на срок один год". В новой редакции штрафы упразднены: за "пьянку на колесах" водитель по решению суда лишается прав на полтора-два года. Столь серьезное и бескомпромиссное наказание стало дисциплинировать водителей.

За превышение же скорости штрафная шкала осталась на прежнем уровне. Едешь по городу на 10-20 километров быстрее предельных 60 км/час - предупреждение или штраф в 0,5 МРОТ (50 рублей). Взыскание, согласитесь, символическое: в соседней Финляндии за это штрафуют на 350 евро.

Превышение скорости на 20-40 километров в час по статье 12.9.2 КоАП влечет штраф в 100 рублей. Тоже не бог весть какая сумма, а ведь автомобиль, несущийся по городу под 100 км/час, представляет отнюдь не мифическую угрозу.

За превышение скорости в городском цикле на 40-60 километров предусмотрен штраф в 100-300 рублей (ст. 12.9.3 КоАП). Вот и гоняют лихачи даже на "Жигулях" под 120 километров в час и ничего не боятся. И только за превышение скорости свыше 60 километров в час предусмотрены серьезные санкции: штраф в 300-500 рублей или лишение прав на срок от двух до четырех месяцев. Но до такой скорости в Питере трудно разогнаться из-за пробок. Хотя в спальных районах на мощных иномарках и разгоняются.

Штрафы за проезд на красный свет или на запрещающий сигнал регулировщика (ст. 12.2 КоАП) вообще анекдотические - 100 рублей. Немудрено, что в этом году на красный свет проскакивают вдвое чаще, чем в 2004-м. Штрафную шкалу, напомним, определяют не гаишные начальники, а народные избранники из Госдумы. Недавно они ужесточили Административный кодекс в автомобильном разделе, но штрафы за вышеупомянутые нарушения не увеличились.

500 рублей за провокацию на дороге

Штрафы за выезд на встречную полосу движения петербургские водители в первом полугодии 2005 года платили свыше 20 тысяч раз. Этот вид нарушений ПДД особенно "популярен" в часы пик, именно при выездах на встречную происходят самые тяжелые аварии, но водители-камикадзе рисковать своей и чужой жизнями, как видим, не боятся. Не останавливает их и административное наказание - штраф от 300 до 500 рублей или лишение прав на два - четыре месяца (ст. 12.15.3 КоАП). Было бы только лишение прав, как при "пьянке", водители вели бы себя более корректно.

Методом "или-или" действует кодекс и при нарушении правил движения через железнодорожные пути: штраф в 500 рублей или лишение прав на срок от трех до шести месяцев. Автовладельцы предпочитают штраф. И выезд на встречную полосу, и атака железнодорожного шлагбаума, если инспектор согласен разойтись "без протокола" (бывает и такое), обойдется водителю в 1,5-2 тысячи рублей. Это в 3-4 раза выше официальных сумм, но зато права остаются при себе.

Последние изменения в Административный кодекс Государственная дума внесла в июле 2005 года. Штраф за управление автомобилем без номерных знаков увеличен в 50 раз: с 50 рублей до 2,5 тысячи. За незаконную установку "мигалок" и "крякалок" частное лицо заплатит не прежние 500 рублей, а 2,5 тысячи, а юридическое лицо - все 500 тысяч. Других ужесточений не последовало, в том числе и за нарушения, о которых мы рассказали. А жаль: выезд на встречную полосу заслуживает той же кары, что и нетрезвое состояние.

Либерализм закона привел к трагедии

В начале текущей недели Петербург потрясло страшное и бессмысленное убийство: экипаж иномарки на улице Зины Портновой забил бейсбольной битой 22-летнего парня за то, что тот не пропустил машину... на тротуаре. Такое стало возможно не только из-за "отмороженности" преступников, но и "благодаря" ничтожности наказания за передвижение автомобилей по тротуару.

Статья 12.15.1 КоАП гласит: "Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам в нарушение правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда". Получается, что водитель транспортного средства, продавливающий себе дорогу в людском потоке, в лучшем случае будет оштрафован на 50 рублей - как за непристегнутый ремень.

Езда по тротуарам стала эпидемией в Питере накануне 300-летия, когда значительная часть дорог ремонтировалась к юбилею и город начал задыхаться от пробок. "Первопроходцами" выступили маршрутные такси, затем, почитав КоАП, к ним присоединились владельцы не только джипов, но и подержанных "Жигулей".

Корреспондент "НВ" встречался с заместителем Управления ГИБДД полковником Сергеем Барановым сразу после июльских изменений в КоАП, за месяц до трагедии в Кировском районе. Руководитель посетовал, что штраф за езду по тротуарам остался символическим, но еще раз напомнил, что законы принимают не начальники ГИБДД, а депутаты Государственной думы..

Материалы подготовил Сергей Тачаев

Как найти управу на негодяев?  »
Юридические статьи »
Читайте также