Анатолий Гужвин: "Осетр должен быть государственной собственностью"

В ходе весенней думской сессии может быть принят закон "Об осетровых" - он по сути приравнивает рыбные ресурсы к, например, нефтяным запасам и объявляет право государственной собственности на них. Зачем нужен такой закон, как в принципе сохранить богатства Каспия и при этом не поссориться с соседями - на эти и другие вопросы в ходе "Прямой линии" в "Известиях" ответил губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин.

"Мы не будем действовать в угоду браконьерам"

- Добрый день, Анатолий Петрович. Вас беспокоит коренная москвичка Ольга Викторовна. У меня к вам один-единственный вопрос. За свои годы мы не раз пробовали и ели ваши очень вкусные арбузы. Почему в последние годы мы их не видим на прилавках Москвы?

- Ольга Викторовна, это вопрос, который волнует и нас, астраханцев, и, конечно же, вас, москвичей. Наш вкусный арбуз - это счастливое совпадение сорта Астраханский и места его выращивания. К сожалению, сегодня сорт Астраханский имеет у овощеводов все меньшую популярность - высаживаются больше сорта скороспелые, различные гибриды и так далее. К сожалению, качество астраханских арбузов действительно стало иным. Поверьте, я уже принял решение о сохранении высоких вкусовых качеств астраханского арбуза, и мы специально создали соответствующую программу.

- Ричард Адамс Кэри, Сандвич, штат Нью-Гэмпшир, США. Я посещал Астрахань два года назад, я пишу книгу об осетре, икре и икорной индустрии. Вы, наверное, знаете, что некоторые люди выступают за запрет импорта белужьей икры в Штаты. На ваш взгляд, подобный запрет будет ли полезен для сохранения поголовья рыбы?

- Подобный запрет может быть полезен только при одном условии: если, кроме официального вылова, будут приняты меры, чтобы не было нелегального вылова. И наша здесь позиция такая: мы не можем отказаться от государственного вылова в угоду тем, кто будет продолжать браконьерствовать. Кроме того, эта идея возникла во многом потому, что в Штатах многие считают, что США - это как бы единственная страна, которая получает икру. Если Штаты закроют импорт, то икру будут направлять в Европу и другие страны.

- Петр Анатольевич, Астрахань. Астраханские туристические фирмы на десятках сайтах предлагают совершить сафари на белугу. Насколько законны такие предложения?

- Совершенно незаконны. И мы боремся прежде всего за то, чтобы туристические фирмы не пользовались запрещенными методами. Это прямое нарушение правил вылова осетровых рыб, оно может быть расценено только как браконьерство. Там, где такие факты зарегистрированы, мы лишаем турфирмы лицензий. Но что они делают? Они объявляют, что вообще такой лов возможен, берут деньги, но, когда приезжают туристы, находят тысячу отговорок: то ветер не оттуда, вода ушла или что-то другое, и рыба не ловится.

- Насколько реально введение госмонополии на осетровых?

- Я не только являюсь сторонником введения госмонополии, я прежде всего добиваюсь, чтобы осетровые рыбы были возвращены в государственную федеральную, я подчеркиваю - федеральную собственность. Потому что бюджет затрачивает средства на науку, на охрану, на воспроизводство осетровых и так далее. А как только рыбу выловили, она оказывается в частной собственности и является тем капиталом, который передается конкретному предпринимателю. Государство же от этого капитала получает только часть налогов, как оно получает от продажи хлеба, соли и так далее. Поэтому здесь ситуация должна быть примерно такой, как в царское время: рыба и изделия из рыбы остаются собственностью государства, а вот добавленная стоимость при переработке рыбы идет предпринимателю. И тогда не получится, что при распределении квот или выдаче лимитов порядка 10-15-20 тонн мы сразу человека делаем миллионером.

"Круиз по Каспию вполне возможен"

- Добрый день, Надежда Миронова из Актау, предприниматель. Мне часто приходится ездить по делам из Казахстана в Россию. Слышала, что вы выступаете с идеей организации совместного досмотра грузов на таможенных постах. В Казахстане, на границе с Киргизией, уже ведутся такие работы. Так что мешает опробовать эту идею в Астрахани?

- Я действительно выступал с идеей создания совместных для России и Казахстана пунктов прохождения границы. Это меньшие экономические затраты, и, что самое главное, большие удобства для людей, которые пересекают границу. Что мешает? Это вопрос не регионального значения, а федерального. Я надеюсь, что соответствующие органы такое решение примут. Думаю, что это наиболее приемлемый вариант сотрудничества на границе между стратегическими партнерами, которые взяли на себя обязательства о вечной дружбе и сотрудничестве.

- Константин Курцберг, Санкт-Петербург. Верите ли вы в возрождение Великого шелкового пути? Близость вашего региона к Северному Кавказу этому не помешает?

- В возрождение Великого шелкового пути верю. Собственно, для этого 12 лет назад мы явочным путем открыли возможности взаимоотношений с Ираном. Сегодня у нас достаточно хороший объем сотрудничества, постоянно растет динамика грузооборота в Иран, из Ирана, в зону Персидского залива, в Индию через Иран. Сотрудничество имеет многоплановый характер - культура, экология, экономика, наука. Два года назад Иран открыл первое генеральное консульство в России именно в Астрахани.

- Но если говорить о транспортном коридоре "Север-Юг", то Россия сейчас все больше по всем параметрам проигрывает Казахстану.

- Я категорически не согласен. Динамика грузов по астраханским портам достаточно высокая. Например, в прошлом году рост к предыдущему году составил 37 процентов. Проблема же заключается в том, что мы не успеваем строить портовые мощности с нарастающей динамикой. Поэтому железная дорога до порта Оля, строительство которой начато в прошлом году, и пуск рабочего движения намечен на август этого года, значительно расширит наши пропускные возможности для грузопотоков. Я уверен и знаю, что грузов хватит всем, и очень важно, чтобы прикаспийские государства создавали для них необходимые условия. Да, конкуренция будет, но это всем только на пользу.

- Уважаемый губернатор, круиз по Каспию для туристов - это возможно? Хочется сплавать до Ирана. Спасибо.

- Этот проект уже в течение двух лет рассматривается по предложению астраханцев прикаспийскими государствами. Есть фирмы, которые готовы запустить туристическое сообщение по Каспию, однако целый ряд формальностей, в том числе отсутствие пока соответствующей инфраструктуры в портах прикаспийских государств, не позволяет сделать это в ближайшее время. Но думаю, 2005-2006 год - это реальное время для начала круизов по Каспию.

Транспорт станет легче  »
Юридические статьи »
Читайте также