Оружие массового поражения

Прямой ущерб "Морского порта Санкт-Петербурга" от завершившейся забастовки докеров составил порядка 3 млн долларов. Издержки от потери репутации измерить значительно сложнее

В результате продолжавшейся 2,5 месяца забастовки докеров трех стивидорных компаний, входящих в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (МП СПб), финансовые потери понесли все участники конфликта. В то же время, по мнению специалистов, говорить о массовом уходе грузовладельцев из порта на длительный срок пока не приходится.

Как они боролись

Конфликт между менеджментом МП СПб и профсоюзом, объединяющим докеров-механизаторов Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаний, возник из-за того, что стороны не смогли согласовать содержание нового коллективного договора (старый истек в июне 2005 года). Не сумев договориться, в конце июня докеры приступили к так называемой итальянской забастовке: они не превышали норм выработки и скрупулезно соблюдали все правила работы и технику безопасности. Переговоры между профсоюзом и менеджментом продолжались, однако к успеху не привели. С 30 августа каждая смена останавливала работу на 1-1,5 часа. Затем докеры пригрозили и вовсе прекратить работу с 16 сентября. Однако в конце концов администрация и профсоюз смогли найти общий язык, забастовка была приостановлена и к 21 сентября стороны согласовали текст коллективного договора на 2005-2008 годы, который, как ожидается, будет подписан в ближайшее время.

Хуже стало всем

В результате итальянской забастовки в июле-августе выработка компаний упала на 30% по сравнению с планом. Хотя окончательные оценки убытков порта пока не обнародованы, тем не менее большинство наблюдателей называют сумму около 3 млн долларов.

Участники рынка не слишком охотно говорят об этом, но известно, что из-за сбоя в работе понесли убытки и грузоотправители, и экспедиторы. Бастующие также потеряли часть заработка. Средняя зарплата докеров трех стивидорных компаний раньше составляла 26-28 тыс. рублей, а во время забастовки упала на 8-10 тыс. Пострадал и бюджет Петербурга , который, по данным руководства порта, за июль-август недополучил около 20 млн рублей налоговых поступлений.

Если прямые убытки от забастовки хоть как-то поддаются оценке, то ущерб, нанесенный репутации порта, оценить сложнее. Генеральный директор МП СПб Сергей Челядин полагает, что забастовка просто опасна для компании, поскольку сказывается на ее взаимоотношениях с грузовладельцами. "Уже известны случаи, когда грузы уходят из порта в прибалтийские страны. Имидж порта нарабатывался годами. Чтобы его потерять, достаточно короткого времени, а вот чтобы вернуть крупных грузовладельцев в порт и заставить их поверить в стабильную работу, понадобится не один год", - говорит Челядин.

Однако эксперты зачастую дают более оптимистичные прогнозы. По мнению вице-президента по стратегическому развитию группы "Промышленные инвесторы", совладельца консалтинговой компании TransCare Russia Владимира Ашуркова, при скором разрешении проблем между менеджментом порта и профсоюзом долгосрочного ущерба репутации порта нанесено не будет. Массовый отток грузов ему не грозит просто потому, что у других портов России на Северо-Западе нет возможности принять тот грузопоток, который идет через петербургский порт, а везти большинство грузов через Прибалтику гораздо дороже.

"Ни грузовладельцы, ни экспедиторы не рассматривают забастовку как серьезный удар по репутации порта", - говорит генеральный директор ЗАО "Си Лоджистикс" Пятрас Кубилюс. По его словам, транспортная схема отрабатывается месяцами и менять ее имеет смысл только из-за веских причин экономического характера. Порты Финляндии, Прибалтики, юга России, которые обычно рассматриваются в качестве альтернативы петербургскому порту, приемлемы не для всех грузоотправителей. На сегодня перевалка через петербургский порт большинства экспортно-импортных грузов наиболее выгодна, и сама по себе забастовка вряд ли способна сорвать долгосрочные планы, полагает глава "Си Лоджистикс".

Замороженные проблемы

Тем не менее отток грузов в другие порты все же имеет место. Хотя, по данным Ассоциации морских торговых портов, общий объем перевалки всех стивидорных компаний, работающих в Большом порту Петербурга, вырос на 15%, в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" наблюдается обратная тенденция. За первое полугодие, т.е. до начала забастовки, грузооборот компании упал на 8%, а к концу года он может снизиться на 10-12% по сравнению с аналогичными периодами 2004 года.

По мнению директора Агентства специальных исследований Рубена Тертеряна, хотя забастовка докеров и подтолкнула некоторых грузовладельцев к перемене транспортной схемы, она не является первопричиной ухода грузов в другие порты. Насыпные грузы и раньше постепенно переориентировались на Усть-Лугу, Выборг и порты Прибалтики.

Из крупных потерь порта, напрямую связанных с забастовкой, можно отметить только уход "Русского алюминия". "Транзит будет перенаправлен до тех пор, пока ситуация в петербургском порту не станет стабильной", - заявили в "Русале".

Как полагает Тертерян, нынешний кризис свидетельствует о том, что порт копил проблемы, не торопясь их решать. "Когда пришел новый собственник, вероятно, надо было менять стратегию развития, но новые хозяева своим бездействием усугубляли сложившееся положение, а кроме того, попробовали закрутить гайки в отношениях с персоналом. В результате произошло то, что произошло", - говорит Тертерян. Да и сам по себе конфликт с работниками не появился внезапно, а был лишь заморожен после предупредительной забастовки докеров в прошлом году (см. "Эксперт С-З" №32 от 30 августа 2004 года).

Срок действия некоторых положений коллективного договора, выстраданного в ходе нынешней забастовки, - год. Именно сейчас собственники и администрация МП СПб совместно с профсоюзами должны выработать четкие правила игры, найти такой механизм принятия решений, в рамках которого забастовка была бы действительно крайней мерой, а не ежегодным мероприятием.

Санкт-Петербург Елизавета Добкина

Своевременный ход чиновников  »
Юридические статьи »
Читайте также