Виктор ЛОБКО: Государственной службе нужны профессионалы

В том, что Петербургу необходимы опытные, толковые руководители, нет никаких сомнений. Иначе невозможно управлять такой сложной системой, как наш город. Мы строим демократическое государство.

За 14 последних лет наша страна прошла через многие трудности, кризисы, социальные бури. На современном этапе к управлению приходят квалифицированные специалисты. Крепкие хозяйственники и администраторы. Они знают толк в современной экономике, у них богатый опыт управленческой работы. Петербургу необходимы такие кадры. Сегодня наш гость - вице-губернатор Санкт-Петербурга - руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга Виктор ЛОБКО.

- Виктор Николаевич, в чем вы видите главный смысл работы администрации губернатора?

- Давайте по порядку: для того чтобы выработать то или иное решение, необходимо собрать членов правительства и представителей других органов исполнительной власти. Но просто собрать - это чисто техническая работа. Надо организовать подготовку проектов документов, которые будут обсуждаться. Все предложения от участников обсуждения поступают в администрацию. Но для того чтобы губернатор и члены правительства, поддерживая те или иные предложения, были уверены, что мы не выходим за пределы правового поля, что идеи, отраженные в проектах, соответствуют федеральному закону и закону Санкт-Петербурга, все проекты проходят обязательную юридическую экспертизу. Затем наступает очередь материально-технического обеспечения, чтобы заседание правительства прошло в соответствующих условиях. Следующий этап, не менее важный, - информирование населения о том, какие вопросы на заседании правительства были рассмотрены и какие решения приняты. Для этого и существует Управление информации, которое оперативно предоставляет журналистам информацию и осуществляет обратную связь. Мы же должны знать о реакции СМИ на те или иные действия администрации. Вот это и есть четыре главные функции администрации губернатора.

- Вы работали на руководящих постах в разные времена. Вы согласны с утверждением, что аппаратная работа, будь то в Америке или в России, схожа по своей сути, по философии и технологии?

- Вы правы, технология аппаратной работы не связана с "измами", это относится к культуре управленческой деятельности. Меня пригласили в свое время на работу в администрацию именно для того, чтобы восстановить кое-что из утраченного, но необходимого в сфере государственного управления. Ведь управление по сути представляет собой замкнутый цикл. Можно начать с любой точки этого круга, ну, например, с принятия решения. Решение приняли, необходимо его довести до сознания исполнителя. Но мы со своей стороны должны еще побеспокоиться о том, чтобы исполнитель понял всю суть и нюансы документа. Для этого необходимо проводить, например, разъяснительные совещания или семинары с тем, чтобы уже на местах работа была выполнена без нареканий. Ну и на завершающей стадии осуществить контроль исполнения и осмыслить полученный эффект, чтобы иметь возможность вносить коррективы в ранее принятое решение. Причем внесение поправок может произойти как на раннем этапе, так и через более длительный срок. Например, утвердили мы на заседании правительства концепцию Генерального плана. Генплан рассчитан на 20 лет. Это стратегический документ, но в то же время мы всегда должны быть готовы, если потребуют обстоятельства, внести в него коррективы. Вот это и есть четко работающий замкнутый управленческий цикл, способный при этом быстро и эффективно реагировать на внешние перемены. Жизнь ведь на месте не стоит, происходит постоянный процесс обновления во всех ее сферах. Но культура управленческой деятельности остается неизменна. Уровень исполнительской дисциплины и организации управленческой деятельности сегодня примерно такой же, как и во времена жесткой дисциплины. Раньше напоминание о том, что такого-то числа истекает срок исполнения поручения, получали на листке бумаги. За неисполнение поручения могли и уволить. Сегодня у нас есть компьютеры, контроль проходит на современном уровне в более демократических формах, но это не значит, что ответственности должно быть меньше.

- Лет десять назад такое понятие, как "номенклатура", воспринималось не только в отрицательном смысле, как принято сейчас, но и как четко отлаженная система подготовки кадров. На ваш взгляд, сейчас она есть и в какой форме?

- Во-первых, "номенклатура" в переводе на русский язык - это "перечень". Перечень должностей, которые относятся к компетенции определенного уровня. Сегодня мы не используем этот термин, но в нашей реальной жизни он существует. Министра назначает президент, замминистра назначает министр или правительство, и так далее. Подбор, подготовка, расстановка кадров, повышение их квалификации являются важным элементом управления обществом. Сегодня все эти вопросы регулируются федеральным законом о государственной службе, а в Петербурге - местным законом, равно как и в других субъектах Федерации. Государственной службе нужны профессиональные кадры. Для подготовки квалифицированных специалистов существует целая сеть учебных заведений. Академия государственной службы при президенте РФ в Москве, аналогичная Академия Северо-Западного региона у нас в Петербурге и ряд других учебных заведений.

А профессионально подготовленный служащий, на мой взгляд, - это не тот, кто исправно заучивает фразы из учебника, а тот, кто умеет здраво мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, понимать процессы, происходящие в обществе.

- Виктор Николаевич, сейчас у нас эпоха информационного взрыва, очень много информации, самой разнообразной, зачастую взаимопротиворечащей. Какова позиция нынешней администрации по отношению к прессе?

- Я уже не раз говорил о том, что у меня есть мечта - чтобы средства массовой информации реально стали четвертой властью. Потому что власть - это не только право, но и ответственность. К сожалению, сегодня у СМИ есть только право. Право на высказывание своих мыслей, своей позиции. Но дело в том, что любое высказывание формирует общественное мнение, влияет на ум и душу человека. И человек под воздействием этого влияния ведет себя тем или иным образом, и в результате мы имеем ту или иную ситуацию в обществе. И если бы моя мечта сбылась, то пресса и власть стали бы работниками одного фронта, соратниками. Я считаю, что исполнительная власть, безусловно, должна нести ответственность за то, что она сделала, исполнила, сказала. Но, к сожалению, ситуация бывает такова, что ответственность приходится нести не за то, что власть сказала, а за то, как то или иное решение преподнесли, интерпретировали в СМИ. Вспомните шумиху вокруг творческих мастерских, поднятую в прессе. Да у губернатора и мысли не было отнимать у художников эти мастерские. Но именно таким образом информация была дана в СМИ. На самом деле губернатор хотела проанализировать ситуацию в данной сфере. Особенно после того как стала поступать информация о том, что многие творческие мастерские на деле давно уже используются не по назначению.

Я глубоко убежден, что СМИ - это величайшая сила и очень острое оружие. Еще Грибоедов в свое время метко сказал: "злые языки страшнее пистолетов". Хоть и было это сказано почти два века назад, актуальности своей не потеряло. Необходимо, чтобы журналисты с огромной ответственностью относились к своей профессии и к тому, что будет происходить в обществе после того, как они изложат свою точку зрения. И, честно скажу, я вообще-то сторонник того, чтобы наши граждане имели возможность прочитать официальную точку зрения, а рядом пусть размещается любое другое мнение, хоть прямо противоположное. Для того чтобы человек знал реальное положение вещей, он должен видеть - вот мнение власти, а вот точка зрения независимого журналиста. И тогда он увидит - или власть лукавит, или журналист в силу недостаточной информированности вводит читателя в заблуждение, или это просто заказной материал. Хотя панацеей это вряд ли явится.

- Еще один актуальный вопрос - местное самоуправление...

- Еще раз подчеркну, я за стройную, четкую систему органов государственной власти. И считаю, что мы должны с большим уважением относиться к своему историческому прошлому. И не пытаться переносить опыт других стран - ни западных, ни восточных - на Россию. Мы особые и лучшие. Россияне - люди творческие, изобретательные, более цельные, чувственные и эмоциональные. Вот говорят, систему местного самоуправления в Петербурге надо сделать такой же, как в Дании. Нельзя так рассуждать. Во-первых, Дания пусть и маленькая, но страна, а Петербург - город. Во-вторых, у них это самоуправление идет от церковных приходов, а у нас местная светская власть со времен новгородского вече.

Вообще я оптимист и выступаю не за реформирование системы местного самоуправления, радикально отвергая предыдущий опыт, а за наполнение ее новым содержанием. Именно над этим мы сейчас и работаем.

- Недавно был принят совместный смольнинско-мариинский план из 47 пунктов на 2004 - 2005 годы. Как, по вашему мнению, изменится теперь правовой климат в Санкт-Петербурге?

- Тот факт, что состоялось подписание плана совместной законотворческой деятельности, является лучшим свидетельством того, что климат у нас изменился. Если бы климат оставался таким же жестким, как раньше, подобного подписания еще долго бы не случилось. Губернатор охарактеризовала это подписание метким образным выражением - "политическое рукопожатие". Смольного и Мариинского дворца. Мы сделали публичное заявление перед горожанами о желании конструктивно сотрудничать в разрешении тех вопросов, которые выдвигает жизнь. Побудительным мотивом к написанию этих 47 пунктов послужило Послание губернатора. Безусловно, этот документ не исчерпывает весь перечень проблем. Жизнь богаче любого послания, любого закона или законотворческого плана. Но мы можем констатировать, что в значительной степени эти 47 пунктов создадут правовую базу для реализации тех идей, которые были изложены в Послании губернатора. А когда будет возникать необходимость в разработке иных законопроектов, они будут разрабатываться во взаимодействии двух ветвей власти. Причем инициатором разработки новых законов может быть любой субъект законотворчества.

- В редакции раздается много звонков от наших читателей. Они опасаются, что с отменой проездных льгот большинство пенсионеров не смогут поехать на свои огороды и собрать урожай...

- Я хочу подчеркнуть, что сама по себе идея замены льгот правильная, но вот как ее грамотно реализовать - пока еще полного ответа нет. Все будет зависеть от того, к какому решению придут на федеральном уровне. Но позиция губернатора и правительства Санкт-Петербурга такова - положение петербуржцев, в первую очередь пенсионеров, никоим образом не должно ухудшиться.

Беседовали Милослав Федоров, Яков Евглевский

ЖКХ спасет конкуренция...  »
Юридические статьи »
Читайте также