Закон как реальный результат

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и спикер ЗС Вадим Тюльпанов подписали перспективный план законодательной работы двух ветвей власти.

Торжественная церемония подписания документа, прошедшая вчера в Мариинском дворце, по общему мнению, обозначила начало нового этапа во взаимоотношениях между правительством и парламентом северной столицы: упорядоченной совместной работе над законами "первой очереди". План выстраивает эту очередь - содержит перечень из почти 50 приоритетных вопросов. Примечательно, что параллельно определяются и сроки принятия законопроектов - очевидно, что создатели плана надеются тем самым повысить продуктивность совместной деятельности и в некотором роде интенсифицировать ее.

Понятно, что закон принять - это не поле перейти, однако график в этом деле не помешает: многомесячные, а то и многолетние "проволочки" законотворчества в конечном итоге сказываются на городе и его жителях. План - не прокрустово ложе, в которое пытаются "уложить" депутатов, но скорее декларация о намерениях, без заранее определенных параметров исполнения (об отмене дебатов никто не говорит), но с заранее определенными критериями реализации, главный из которых - ускорение работы над законами. Скептицизм в данном контексте имеет право на существование, но если присмотреться как следует, обнаруживается, что почва под ногами у скептиков довольно-таки шаткая. Никаких запретов не вводится - парламентарий обладает тем же набором прав, что и прежде. То есть имеет право выдвигать законопроекты, критиковать их, вносить поправки - вне зависимости от источника их поступления в Собрание.

Представление об обязательности наличия некоей конфронтации как "движущей силы парламентской демократии" в комментариях не нуждается. Конфликт ветвей власти не самоценен, но возникает там, где не может не возникать по объективным причинам. План совместной работы в этом смысле - попытка ограничить "поле боя" рамками законодательной - то есть прямо присущей парламенту - деятельности.

В конце концов - и сегодня это понимают многие - у каждой нацеленной на реальный результат работы должен быть план. Вот его-то и подписали вчера. Документ регламентирует поквартальную работу над законами. Согласно плану в последнем квартале этого года в ЗС должны поступить законопроекты, связанные с жилищной (в том числе положения о маневренном фонде, куда предполагается выселять неплательщиков по ипотечным кредитам), промышленной, градостроительной сферами. В следующем году - законопроекты по платным автостоянкам, инвестиционным льготам для предприятий в зависимости от эффективности их деятельности, минимальном размере заработной платы в Петербурге, изменениях в городской Устав, касающихся числа депутатов Законодательного собрания, и др.

Примечательно, что на 2005 год запланирована работа над "больным" вопросом о местном самоуправлении - и, главным образом, о нынешнем муниципальном делении Петербурга, которое представляется многим парламентариям излишне дробным. Другое "наболевшее", также связанное с корректировками Устава, - несоответствие федеральным законам, согласно которым законодательная ветвь в субъекте должна складываться из равного числа депутатов от мажоритарных округов и партийных списков (сегодня в Петербурге ЗС полностью "одномандатное").

Разумеется, оценивать значение подписанного документа сегодня можно только "с оглядкой на будущее": в перспективе план должен стать традицией - такой же, как ежегодное Послание губернатора Законодательному собранию, успешно забытое при Владимире Яковлеве и возрожденное Валентиной Матвиенко.

Андрей Милкин

Мнения палат расходятся?  »
Юридические статьи »
Читайте также