Через пять лет Питер может остаться без разводных мостов

Через пять лет Питер может остаться без разводных мостов, если не менять трамвайные пути и посыпать дороги солью

Монолиты, исполины, гиганты - перечень громких эпитетов, которые сами собой возникают в мозгу, когда смотришь на знаменитые разводные мосты Санкт-Петербурга, верен, но лишь отчасти. Внешне мосты впечатляют. Но вот то, что происходит с ними внутри, специалистам давно уже внушает серьезные опасения.

Мост Лейтенанта Шмидта "передал эстафету" Литейному?

В прошом году накануне навигации сложилась серьезная ситуация на мосту Лейтенанта Шмидта. В ходе ремонтных работ выяснилось, что смещение конструкций за несколько десятилетий его активной эксплуатации достигло угрожающих размеров. Возникла реальная перспектива закрытия моста на капитальный ремонт.

Дело дошло до того, что по рекомендации ГУП "Мостотрест" МЧС провело учения - отработали вариант, когда в случае экстренного закрытия моста Лейтенанта Шмидта весь грузопоток с Васильевского острова направляется на другие - резервные - мосты. Однако с проблемой удалось справиться без форс-мажора, силами работников "Мостотреста". Сейчас заканчивается разработка проектной документации, и с 2006 года начнется плановая реконструкция этого сооружения.

Очередной "мелкий" ремонт мостов накануне навигации-2005 проходил без сюрпризов. Пока не начали красить Литейный мост. Сняли слой старой краски, а под ней открылась страшная коррозия, которая превратила металл в труху. Вызвали директора ГУП "Мостотрест" Юрия Петрова. "Я несколько часов находился в шоковом состоянии, когда мне показали то, что скрывалось под слоем краски. Во время навигации, при разводке моста, пролет мог рухнуть в Неву и нам пришлось бы перекрывать движение по реке на многие и многие месяцы. Угроза была реальной! Но наши специалисты все-таки нашли способ предотвратить ЧП", - вспоминает господин Петров. Однако контрольную разводку Литейного пришлось отложить: если остальные мосты прошли экзамен на прочность 13 апреля, то "серьезно приболевший" Литейный приняли только 17-го. Из-за этого несколько сместился график разводки мостов, но моряки вошли в положение, тем более что "Мостотрест" пообещал в ходе навигации компенсировать им неустойку путем дополнительных разводок.

Ученые ищут замену соли

Естественно, встает вопрос: почему под слоем краски, которая должна защищать металл от коррозии, возникла эта самая коррозия, которую к тому же заметить невозможно?

Инженеры "Мостотреста" нашли две причины. Первая - трамвайные рельсы, вторая - соль, которой у нас зимой щедро посыпают проезжую часть. Что касается первой причины, опыт устранения ее есть: на Троицком мосту рельсы смонтировали так, что они контактируют с конструкциями моста через изоляторы. "Срок службы металлических конструкций мостов после активного применения соли сокращается на 25 - 30%, соответственно, капитальные затраты на ремонт в ближайшие пять лет возрастут в два-три раза", - говорит Юрий Петров. Руководство ГУП "Мостотрест" обратилось в комитет экономического развития с настоятельной просьбой - изыскать иной, более безопасный для города способ борьбы со снегом и льдом, нежели ежегодная "засолка улиц". На днях из комитета пришел ответ c обещанием исправить положение. К делу подключат ученых, которые должны отыскать в таблице Менделеева безвредное вещество.

Прыжок через Неву обойдется недешево

Разводка мостов - дело серьезное и очень ответственное. Задержка всего на десять минут расценивается как ЧП, расследованием которого занимается лично директор ГУПа.

В своих сотрудниках господин Петров не сомневается - на разводке они работают не по одному десятку лет и изучили специфику механизмов каждого моста как свои пять пальцев. Но вот как быть с лихачами, которые, изображая из себя Шумахера, пытаются проскочить на автомобилях через раскрывающиеся крылья мостов? "Это же настоящие самоубийцы! Крылья моста расходятся за десять секунд на восемь метров, чтобы проскочить такое расстояние, надо разогнать автомобиль до 110 км. в час, но сделать это перед мостом просто нереально", - недоумевает Юрий Петров. Долгое время он вынашивал идею о том, чтобы проезд по разводному мосту в Правилах дорожного движения приравняли к проезду через железнодорожный переезд, но в Москве сказали, что это - чисто питерская проблема, решить которую должны местные законодатели.

В прошлом году ЗакС принял дополнения к закону, согласно которому за нарушение порядка при проезде через разводной мост налагается штраф от 10 до 50 МРОТов. Чтобы этот закон заработал в полной мере, несколько видоизменяются правила разводки мостов. "Я думаю, штрафы должны дисциплинировать водителей. Тем более что сейчас есть вантовый мост, по которому можно ездить в ночное время", - говорит директор "Мостотреста".

Что касается навигации, по правилам судоходства она должна открыться 10 апреля, но согласно тем же правилам сроки начала навигации ежегодно уточняются в зависимости от ледовой обстановки.

В этом году, как и в минувшем, навигация на Неве скорее всего начнется 22 - 23 апреля.

Наша справка

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ, ставшая настоящей бедой для разводных мостов Питера, образуется из-за того, что трамвайные рельсы намертво соединены с металлическими конструкциями мостов. Поскольку рельс сам по себе является токопроводящим проводом, электричество попадает и на конструкции, в результате чего, говоря языком специалистов, "выносятся электроны металла". Под слоем краски появляются совершенно незаметные глазу "язвы" коррозии. Свою роль здесь играет соль, которой в зимнее время обрабатывают покрытие мостов.

Прямая речь

Юрий Петров, директор ГУП "Мостотрест":

- Я не хочу никого пугать, просто хочется обратить внимание правительства города на то, что если ничего не предпринимать, то через пять лет мы можем потерять все мосты. Электрическая коррозия ежегодно съедает по полтора миллиметра металла. На всех мостах следует заменить трамвайные пути по примеру того, как это уже сделано на Троицком мосту, и отказаться от использования соли как средства борьбы со снегом и гололедом. От нее страдаем мы все. Думаю, "Водоканал" и электросети меня в этом вопросе поддержат...

Николай Овчинников

КОТтедж: Сухой остаток «сырой идеи»  »
Юридические статьи »
Читайте также